Дивидендная дилемма «Saudi Aramco» в размере $75 млрд

По сообщению «The Financial Times», через несколько месяцев после крупнейшего в мире IPO государственной нефтяной компании саудовского королевства становится все труднее платить акционерам.

Руководители Saudi Aramco начали 2020 год в праздничном настроении после проведения крупнейшего в мире листинга на фондовой бирже. Но он быстро стал самым тяжелым годом для контролируемой государством нефтяной компании за последние десятилетия, пострадавший от двойного шока коронавируса и падения цен на нефть.

Как сказал исполнительный директор саудовской госкомпании Амин Насер после сообщения о падении квартальной прибыли на 73%: «За свою 87-летнюю историю «Aramco» успешно преодолела множество проблем. Но нынешний кризис, вызвавший наихудший экономический спад со времен Великой депрессии 1930-х годов, на сегодняшний день является самой сложной проблемой, с которой когда-либо сталкивался мир».

Результаты нефтекомпании оказались лучше, чем у ее международных конкурентов, многие из которых понесли многомиллиардные убытки, поскольку пандемия вызвала падение спроса на нефть и вынудила компании списать активы. Но такой резкий обвал доходов «Saudi Aramco» был немыслим, когда в декабре компания начала долгожданную продажу акций.

Теперь она вынуждена пересмотреть свои планы капитальных вложений, сократить расходы и ослабить амбиции, даже несмотря на то, что рынок нефти демонстрирует предварительные признаки восстановления.

Впервые она берет на себя значительные суммы долга, чтобы оплатить приобретение за $69 млрд контрольного пакета акций нефтехимической компании «Sabic» у Государственного инвестиционного фонда королевства. Сделка была призвана придать финансовый импульс ФПИ, выбранному наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом для проведения экономических реформ.

Несмотря на острое давление, Нассер также пообещал выплатить дивиденды в размере $75 млрд, большая часть которых пойдет правительству, ее главному акционеру. «Aramco» также инвестирует в увеличение объемов добычи нефти до 13 млн баррелей в день по запросу Эр-Рияда, который диктует производственную политику, даже несмотря на то, что компания сокращает расходы по другим направлениям.

Энергетический гигант, который способствует продаже нефти Саудовской Аравии, долгое время считался основой экономики королевства. Выплаты акционерам имеют решающее значение как для внутренних инвесторов, которые вложили деньги в IPO, чтобы получить часть драгоценности в короне страны, так и для правительства, которое пытается сдержать растущий бюджетный дефицит.

Эр-Рияд, на долю которого приходится около 64% доходов от продажи нефти, признал, что он переживает «крайний кризис».

Эксперт Лондонской школы экономики Штеффен Хертог сказал: «По сравнению с другими странами, финансовый удар Саудовской Аравии из-за коронавируса намного больше из-за их зависимости от нефтяного сектора в плане доходов».

Эр-Рияд увеличил потолок долга с 30% от валового внутреннего продукта до 50%, занял более $20 млрд, утроил налог на добавленную стоимость и сократил операционные и капитальные расходы правительства. Правительство, которое даже после IPO все еще владеет около 98% «Saudi Aramco», увеличило бюджетный дефицит до $29 млрд во II-м квартале, а его доходы от нефти упали на 45% в годовом исчислении.

В апреле цены на нефть упали с $70 за баррель в январе до $20, тогда добыча «Saudi Aramco» достигла рекордных 12,1 млн баррелей в день, поскольку королевство вступило в ценовую войну с Россией. Два месяца спустя добыча упала до 7,5 млн баррелей в сутки, поскольку возглавляемая Саудовской Аравией OPEC ввела ограничения добычи для повышения цен на нефть. Благодаря общим усилиям цена нефти марки Brent восстановилась, но только до $44 за баррель.

Перед лицом финансовых затруднений «Saudi Aramco» стремилась повысить свою устойчивость. Компания продлила график платежей по сделке «Sabic» на 8 лет и обязалась сократить годовые капитальные затраты на четверть до примерно $25 млрд в 2020 году. В компании сообщили, что в следующем году они будут «значительно ниже», чем первоначально предполагалось, в $40-45 млрд.

Благодаря дополнительным мерам компания также сэкономила $1 млрд. По словам источников FT, она пересматривает переговоры с подрядчиками, продлевает сроки реализации проектов, приостанавливает бурение на ряде проектов и сокращает сотни высокооплачиваемых иностранных сотрудников. Переговоры о приобретении доли в индийском нефтеперерабатывающем предприятии «Reliance Industries» Мукеша Амбани также были отложены.

Что немаловажно, это заимствование, как никогда раньше. Его коэффициент заемного капитала — показатель отношения заемного капитала к собственному капиталу — подскочил до 20,1% с минус 4,9% в предыдущем квартале, что Saudi Aramco относит к долгу, взятому на покупку Sabic. Это намного выше целевого показателя в 5-15%.

Такие решительные меры вызваны тем, что свободный денежный поток Saudi Aramco в размере $21,2 млрд в I-й половине года был недостаточен для покрытия обещанных выплат дивидендов в размере $37,5 млрд за этот период.

Аналитик «Bernstein» Нил Беверидж сказал, что помимо сокращения капитальных затрат «Saudi Aramco» придется отложить другие части своей стратегии роста, отмеченные во время IPO, такие как зарубежные предприятия по переработке и инвестиции в сжиженный природный газ. Он заявил: «При текущих уровнях заемных средств цены на нефть должны продолжать расти или необходимо сделать более сложный выбор, который в конечном итоге включает в себя дивиденды».

Похоже, что в Эр-Рияде есть ожидание — отчасти основанное на предположении, что цены на нефть будут расти по мере ослабления мер по сдерживанию коронавируса — что «Saudi Aramco» выплачивает свои полные дивиденды правительству и миноритарным инвесторам, которые получают приоритетные платежи, до 2021 года. Чиновник из Саудовской Аравии сказал: «Они должны иметь возможность заплатить всем акционерам в этом и следующем году».

Насер сказал в июне, что, хотя компания предпочла бы выплачивать дивиденды наличными, она также может выпускать облигации и брать ссуды, чтобы гарантировать выполнение своих обязательств. Госкомпания стремилась подчеркнуть, что у нее также есть доступ к кредитным линиям, которые остаются неиспользованными.

Однако влияние новых волн коронавируса и повторных блокировок влияют на спрос на энергоносители и прогноз остается неопределенным. Огромные запасы нефти, накопленные в начале года, также сохраняются, что позволяет удерживать потолок цен на нефть.

Бирадж Боркхатария из RBC Capital Markets сказал: «Ключевой вопрос заключается в том, насколько далеко вы готовы продвигать баланс, чтобы продолжать выплачивать дивиденды в полном объеме, если цена на нефть останется низкой?»

Метки: , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования