Вчера, утром второго дня работы Тюменского нефтегазового форума (TNF 2021), прошла стратегическая сессия «Энергопереход – возможности для газа и СПГ», где участники обсудили актуальные и планируемые к реализации газовые проекты, риски, а также представили долгосрочную модель видения нефтегазового рынка. Модератором выступил управляющий директор РБК ТВ Илья Доронов.
В сессии принимали участие:
- замминистра энергетики России Павел Сорокин;
- председатель СД «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе;
- зампредседателя правления – директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Сергей Соловьев;
- гендиректор ПАО «ЯТЭК» Андрей Коробов;
- президент Ассоциации «Энергоинновация» Михаил Смирнов;
- старший аналитик «Wood Mackenzie» Николай Новиков;
- руководитель департамента стратегии и инноваций ПАО «Газпром нефть» Сергей Вакуленко.
Николай Новиков во время своего доклада представил последние климатические сценарии и перечислил основные возможности для газа и СПГ в перспективе до 2050 года.
Аналитик отметил: «В последнее время мы видим, что многие страны — Китай, США, страны ЕС — поставили достаточно амбициозные цели по чистым нулевым выбросам к 2050-2060 гг. Из этого мы сделали наш 2º-ный прогноз. Мы видим, что при его исполнении выбросы парниковых газов могут упасть примерно на 70%. Остаток будет приходиться на развивающиеся рынки — Индия, Пакистан и т.д. Это оптимистичный сценарий, он вероятен при определенной политической воле, при изменении законодательства, при наличии огромных инвестиций в «зеленую» энергетику. Как все будет выглядеть для разных типов энергии? Мы видим, что в базовом прогнозе потребление энергии будет потихоньку повышаться примерно на 15% следующие 20-30 лет, а потребление газа может вырасти примерно на четверть. В то же время у потребителей, особенно это касается Китая, спрос на уголь будет падать».
Андрей Коробов в своем выступлении уточнил: «Наверное, все знают огромную цифру потребления газа в день — 10,5 млрд м³ природного газа. Эта цифра не будет снижаться. Любой серьезный обзор даже при самых агрессивных «зеленых» политиках, говорит о том, что природный газ будет основным источником энергии человечества». Он подчеркнул, что задача, которая стоит сегодня перед миром, формулируется достаточно просто: снижение выбросов парниковых газов.
Глава якутской компании указал: «Если мы говорим о солнечно-ветровой энергетике, то надо понимать, что даже в самом оптимистичном сценарии эти виды энергетики могут покрыть не более 25% потребностей человечества в энергоносителе. Еще один интересный слайд – это количество минеральных ресурсов, которое требуется для подъема ветровой и солнечной энергетикам. По сравнению с добычей и переработкой природного газа человечеству потребуется в десятки раз больше минералов. При добыче минералов у нас будет происходить эмиссия парниковых газов. Все это тянет те же самые последствия, с которыми нужно бороться».
Алексей Кахидзе, представляя доклад с темой «Пути снижения транспортных издержек», сказал: «На сегодняшний день в России используется несколько видов седельных тягачей, которые мы тоже используем. Представители «КАМАЗ» долго говорили, что сделают тягач, и они его сделали. Он практически конкурентоспособен с европейской и китайской техникой. К сожалению, он пока пробегает вдвое меньше, чем китайские или европейские тягачи, но при этом водители охотно садятся именно на российскую технику. Он проходит всего 1100 км, китайский проходит 2200-2500 км, европейский 1500-1700 км без груза. Скорее всего, это связано с тем, что водитель на месте может его как-то реанимировать. Сегодня существует огромная проблема с персоналом, который использует СПГ-технику. И я говорю не только о седельных тягачах».
Павел Сорокин подчеркнул, что энергетикам необходимо сконцентрироваться на уже проработанных направлениях, включающих и новые тренды по декарбонизации. В этом плане, газовая отрасль и использование, например, СПГ в качестве топлива является перспективным направлением.
Замминистра подытожил: «Использование СПГ имеет гораздо больший потенциал, чем использование компримированного природного газа. Это несопоставимые вещи. Переводя 50 тыс грузовиков на СПГ, мы получим примерно тот же самый эффект, как при переводе 2,5-3 млн обычных машин с точки зрения снижения выбросов. Это важно понимать, на этом нужно концентрироваться. Если мы сможем удешевить грузовые перевозки, это будет иметь соответствующий эффект по всей цепочке с точки зрения цен для конечных потребителей».
Метки: TNF 2021, Павел Сорокин, СПГ, энергопереход
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: