По сообщению Bloomberg, поскольку нефть падает из-за воздействия коронавируса, легко упустить из виду еще более мрачную реальность для производителей сырья: реальные цены, которые они получают за свои баррели, еще хуже.
После падения цен на 60% в этом году нефть марок Brent и West Texas Intermediate стабилизировалась на уровне около $25 за баррель, но ценовой маршрут гораздо глубже для реальных грузов, которые переходят из рук в руки при больших скидках и расширяют глобальные ориентиры. Скидки означают, что на физическом рынке некоторые потоки нефти торгуются по $15, $10 и даже всего $8 за баррель.
Соучредитель крупного торгового дома «Gunvor Group Ltd.» Торбьорн Торнквист сказал: «Физический рынок уже испытывает боль, а его ждет еще больше боли. Уже через пару недель мы увидим вес избыточного предложения».
Сырая нефть на физическом рынке торгуется с премией или дисконтом к Brent, West Texas Intermediate и другим ориентирам. В периоды излишков премии уменьшаются, а скидки расширяются. Но текущая ситуация почти беспрецедентна, со скидками в некоторых случаях на многолетних максимумах.
Примеров предостаточно от Африки до Ближнего Востока и Латинской Америки.
Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, продает свою флагманскую нефть Qua Iboe со скидкой в $3,10 за баррель ниже отметки Dated Brent, крупнейшей за последние два десятилетия. Колумбия продает нефть марки Vasconia с дисконтом $7,75 за баррель Brent, минимума за 4,5 года.
Аналитик консалтинговой «Energy Aspect Ltd» Кит Хейнс отметил: «Физический рынок нефти выглядит ужасно».
Цены на нефть на физическом рынке ослабевают, поскольку экономическое воздействие коронавируса на спрос на нефть распространяется на каждую часть нефтяной промышленности. «Vitol Group» сообщила в среду, что потребление сократилось на 20 млн баррелей в день.
Как заявил во вторник Bloomberg TV генеральный директор «Chevron» Майк Вирт: «В некоторых частях мира спрос явно отсутствует, упав очень резко».
Поскольку потребление топлива в некоторых странах, включая Францию и Италию, сократилось на треть или более, нефтеперерабатывающие заводы вынуждены сокращать количество перерабатываемой нефти. Например, «Phillips 66», 11-й по величине НПЗ в мире по мощности, заявил во вторник, что работает на своих заводах с «минимальными скоростями переработки нефти», что традиционно считается в отрасли тем, что НПЗ работает от 60 до 80% установленной мощности. А в связи с сокращением объемов перерабатывающих заводов их спрос на баррели соизмеримо снизился.
Аналитик по нефти из консалтинговой «IHS Markit Ltd.» Роджер Диван прогнозирует: «До настоящего времени резкие рыночные дисбалансы в основном существовали в виде электронных таблиц. В ближайшие 2-3 недели мы увидим, как эти физические дисбалансы проявятся на физических рынках».
С переработчиками, сокращающими свои закупки сырой нефти, трейдеры покупают грузы для их хранения. Рынок нефти перешел в то, что индустрия называет контанго: спотовые цены ниже форвардных. Контанго позволяет трейдерам покупать физическую нефть, хранить ее и получать прибыль, продавая форвард.
Исполнительный директор «Vitol Group» Рассел Харди сказал в интервью Bloomberg TV: «Нефтехранилища на рынке сырья заполнятся довольно быстро». А как только эти резервуары заполнены, «рынок сталкивается со стеной, и тогда производители должны принять решение о том, хотят ли они продолжать выталкивать нефть на рынок».
Шестимесячное контанго Brent расширилось в среду до $10,33 за баррель, быстро приблизившись к $11-12, достигнутым во время мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах. Контанго углубилось, несмотря на небольшой рост цен на нефть марки Brent, которые впоследствии были стерты.
Боль на физическом рынке нефти отчетливо проявляется в Северном море. Нефть Forties, которая является самой крупной маркой, помогающей установить глобальный ориентир Brent, торгуется в понедельник на самом слабом уровне с 2008 года. Трейдеры, использующие финансовые инструменты для хеджирования своих реальных баррелей, также отражают слабость физического рынка сырой нефти. В Северном море своп Dated-to-Frontline, который помогает трейдерам покрыть разрыв между фьючерсами и физическим рынком, составлял -3,29 доллара США, самый большой дисконт за последние 10 лет.
На других рынках, от Азии до Средиземноморья и Ближнего Востока, фактические баррели ключевых потоков нефти продаются с аналогичными скидками. Например, центрально-азиатская нефть CPC Blend перешла к другому владельцу по цене 8-летнего минимума в начале этого месяца.
Расширение скидок, наряду с обвалом показателей, означает, что производители видят сверхнизкие цены. В небольшом канадском городке Hardisty Alberta, который является отправной точкой для оценки тяжелой канадской нефти, нефть торговалась на рекордно низком уровне — всего $7,47 за баррель на прошлой неделе. В центральной части Монтаны нефть торговалась около $8 на прошлой неделе, упав с $30 в начале месяца.
Даже Саудовская Аравия пострадает. С рекордными скидками для НПЗ Европы госкомпания «Saudi Aramco» намерена продать свой флагманский сорт Arab Light по цене около $15 за баррель в Роттердаме к началу апреля, если эталон Brent останется на текущих уровнях.
Управляющий директор консалтинговой «Petromatrix GmbH» Оливье Якоб отметил: «Когда вы принимаете во внимание физические различия, рынок говорит, что мы приближаемся к области, где происходят сокращения производства».
Метки: коронавирус, обвал нефтяных цен, падение спроса на нефть
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: