МЭТЗ_900x50_2

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия. Фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства.

Можно сказать, что поставщики электроэнергии получают убыток от населения, которое недоплачивает за услуги. Этот убыток компенсируется от реализации энергии бизнесу и ряду других сфер.

Многим регионам удается существенно сдерживать рост тарифов на электроэнергию за счет того, что переплачивают предприятия. Эта особенность тарификации была введена в 1990-х, в период экономического кризиса. Но сейчас изжила себя, и в условиях рыночной экономики оправдать ее очень сложно. Как происходит перераспределение тарифов, в чем вред для промышленности и экономики страны?

Снижение промышленного производства за счет субсидирования

В последние годы перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали насущной проблемой. Активно обсуждать его начали давно. Например, в 2011 году, по подсчетам энергетического центра «Сколково», размер такого субсидирования составил 324 млрд. руб. без НДС, из них в пользу населения – 200 млрд. В результате развитие промышленного производства снизилось на 3,6%.

В другие годы назывались другие цифры. По подсчетам Института проблем ценообразования, в 2016 г. размер субсидирования потянул на 280 млрд. руб., в прошедшем 2017-м – около 300 млрд. Представитель департамента электроэнергетики консалтинговой компании Vygon Consulting считает, что объем перекрестного субсидирования составляет около 220 млрд. руб. И если его не снижать целенаправленно, то через 5 лет цифра вырастет вдвое.

Специалисты уверены, что перекрестное субсидирование в электроэнергетике притормаживает развитие и энергетики, и предприятий, ведь именно последние доплачивают за заниженные расценки для населения. Система действует уже почти 30 лет. Введена она была для того, чтобы избежать социальных бунтов на волне смены власти и экономического напряжения. Система применялась и в СССР: например, в 1982 г. тарифы для промышленных предприятий были в 3,5 раза выше, чем для граждан. В 1992 г. они стали «всего» в полтора раза выше. Сейчас, в среднем, население платит с коэффициентом 0,8 от цены для предприятий.

Как только не называют перекрестное субсидирование в электроэнергетике: ценовой дискриминацией потребителей, пудовой гирей на ногах поставщика и даже камнем, тянущим вниз энергетику России. Разница в тарифах для категорий получателей продолжает расти. Это противоречит приоритетам развития энергетической сферы и законам свободного рынка. Несубсидируемые категории потребителей, вынужденные платить по завышенным тарифам, уходят в собственную генерацию электроэнергии или присоединяются к магистральным электросетям.

Ущерб для населения: реальные тарифы не понравятся

За это время население и другие категории потребителей, для которых сохраняются выгодные расценки, привыкло к существующим заниженным тарифам и воспринимает их как должное. Для части населения, живущей на грани бедности, они и так высоки. При этом по регионам тарифы очень неравномерны. Где-то они приближаются к рыночным, а где-то существенно занижены. В любом случае тарифные решения принимают для себя сами регионы, и происходит это вне зависимости от уровня жизни в том или ином субъекте РФ.

Для сравнения, одноставочные тарифы с 01.07.2018 года:

  • В Иркутской области население платит 1,06 руб. за кВтч при среднемесячном доходе на душу населения 22,8 тыс. руб. Это – самый низкий тарифный показатель по России. Для региона предлагали снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике отдельно, не ориентируясь на общероссийские решения, но пока это не сделано.
  • В Красноярском крае, где климатические условия приближаются к Иркутским, тариф уже 3,78 руб./кВтч при среднедушевом доходе 28 тыс. руб.
  • В среднем житель Республики Алтай имеет в месяц 19 тыс. руб., но должен платить 4,81 руб. за кВтч.
  • В одном из самых бедных регионов России, Туве, среднемесячный доход на человека всего 13,8 тыс. руб., но тарифный показатель — более 3 руб./кВтч.
  • Усредненный тариф по России – 4,3 руб./кВтч при среднедушевом доходе 31,5 тыс. руб. на человека.
  • Самые высокие тарифы на Чукотке (8,2 руб./кВтч) и на Камчатке (6,686 руб./кВтч).

В результате перекоса возрастают тарифы для юридических лиц, включая бюджетные организации (это провоцирует недостаточность бюджета). Несут урон сельхозпроизводители, малый и средний бизнес. Средства, которые можно было бы направить на развитие и рост, переводятся в счет оплаты за электроэнергию. И с этим надо бороться.

Систему перекрестного субсидирования нужно реформировать. От перекоса расценок, наносящих вред деятельности предприятий, необходимо избавляться. Медленно, но наверняка. Полностью и резко отменить субсидирование нельзя, это вызовет тарифный шок у значительной части населения.

Другие виды перекрестного субсидирования

Использование нерыночных расценок для граждан за счет интересов промышленности – не единственная форма перекоса тарифов. В России отмечаются и другие виды перекрестного субсидирования. Существуют они и в явной, и в скрытой форме. Среди них:

  • генерация электроэнергии за счет производства теплоэнергии на ТЭЦ;
  • затраты на создание резерва электрической мощности за счет затрат на электроэнергию (это же касается тепловой мощности и теплоэнергии);
  • целенаправленное сдерживание цен (действует на Дальнем Востоке);
  • преференции для возобновляемых источников энергии;
  • субсидирование новоподключенных потребителей за счет старых;
  • субсидирование удаленных потребителей за счет тех, которые расположены близко к местам генерации энергии.

Установленные для регионов предельные нормы субсидирования и стремление к их уменьшению – это хорошо. Но проблема в том, что просчитать фактические объемы субсидирования на практике очень сложно, особенно это касается его скрытых форм.

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике отменят?

В 2011 году президент России обратился к Минэнерго с просьбой взвешенно решить вопрос и рассчитать экономически обоснованные тарифы. По его мнению, одна из важных задач в этом вопросе – не дать необоснованно возрасти расценкам для граждан и малого бизнеса. Минэнерго разработало план, который можно кратко описать двумя тезисами:

  • Определить реальный объем субсидирования в каждом регионе с тем, чтобы постепенно, из года в год, снижать эту цифру.
  • Разработать программу социальной поддержки самых малообеспеченных слоев населения. Это должно в какой-то мере снизить социальную напряженность.

Обсуждения, предлагающие отменить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, ведутся уже долгие годы. В них участвуют Минэнерго и Минэкономразвития, ФАС, поставщики энергии и сбытовые компании, сообщества потребителей. В 2018-м обсуждения особо активизировались, ведь снимать необоснованную дополнительную нагрузку по тарифам с предприятий надо.

Специалисты сходятся во мнении, что делать это нужно в несколько этапов, за 5-7 лет. Предположительно, дорожная карта будет включать два момента:

  1. определение объемов предельно допустимого уровня субсидирования;
  2. его постепенное снижение.

Подвижки уже начались. Например, в Чувашии в 2018 году предельная величина перекрестного субсидирования установлена на уровне 1,36 млрд. руб. Это на 120 млн. руб., или на 8% меньше, чем в прошлые годы (1,48 млрд. руб.). Тариф с 3,11 руб./кВтч в первом полугодии 2018 г. вырос до 3,25 руб./кВтч во втором полугодии. Снижаются объемы субсидирования и в других регионах.

Расценки для населения возрастут. Но это не значит, что самые бедные категории населения оставят один на один со счетами за электричество. Планируется государственное субсидирование для бедных, которое станет замещающим элементом социальной защиты – вместо перекрестного субсидирования. Пока вопрос находится на стадии разработки. Разумным было бы ввести понятие соцнормы и давать низкие тарифы только в ее пределах, а все, что свыше, предлагать оплачивать сполна. Это стимулировало бы население к экономному расходованию электроэнергии.

Соцнормы впервые предлагали ввести еще 10 лет назад. Но из-за жесткой социальной политики, действующей в России, внедрять их не получается. Специалисты считают, что добавляет проблем и майнинг биткоинов, которым, предположительно, занимаются в Сибири из-за выгодных тарифов на электричество. А на деле платит за выработку криптовалюты бизнес, с которого также взымаются налоги и отчисления. Введение соцнорм могло бы частично урегулировать этот спорный вопрос.

Метки: ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

1 Комментарий для “Перекрестное субсидирование в электроэнергетике”

  1. Автор статьи пишет, что в 1982 г. тарифы для промышленных предприятий были в 3,5 раза выше, чем для граждан. НАОБОРОТ!!! Тарифы для населения были в 3,5 раза выше, чем для промпредприятий. Учите матчасть.

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2018 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования