Проблема последней мили в энергетике: состояние и перспективы решения

Накануне 2014 года актуальной и острой в электроэнергетике снова стала проблема «последней мили».  А если быть более точным, то свою остроту она не теряла и с самого начала существования. Сейчас об этом  заговорили более громко, потому что правительством России на 2014 год был поставлен вопрос о ее видоизменении, либо ликвидации. Для того, чтобы понять всю сложность проблемы, давайте проанализируем ситуацию с начала ее возникновения.

Понятие «последняя миля» неразрывно связано с перекрестным субсидированием – это механизм установления тарифов на электроэнергию, при котором снижение платежей для населения происходит за счет повышения тарифов для крупных потребителей. Таким  примером перекрестного субсидирования и является договор «последней мили». Этот механизм в электроэнергетике России появился в 2006 году и предполагался временной мерой,  пока не будут утверждены новые тарифы. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

Договоры «последней мили» стали инициативой  реформаторов РАО «ЕЭС России». При разделении энергетики по видам бизнеса магистральные сети отошли к ФСК (Федеральной сетевой компании), а распределительные – МРСК (Межрегиональным распределительным сетевым компаниям). Как итог —  потребители платили за энергию и ФСК, и МРСК.  Но в этой системе была одна недоработка. Некоторые крупные предприятия, поняв свои очевидные минусы в этом вопросе, стали заключать прямые договоры с ФСК, естественно – это  снизило их затраты на электроэнергию, но  автоматом увеличилась  тарифная  нагрузки на прочих потребителей. Для решения сложившегося  дисбаланса был введен закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» и были разработаны так называемые договоры «последней мили».

По условиям этих договоров ФСК передает в аренду межрегиональным сетевым компаниям небольшие участки магистральных сетей или другие объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты и т.п.). Соответственно, в этом случае заключение прямых  договоров с ФСК крупными потребителями, как они делали это раньше,  стало невозможным. Проще говоря – это  добавило  еще одно  звено в цепочку между производителем электрической энергии и ее потребителем, для того, чтобы  увеличить стоимость потребления электроэнергии для последнего. Данные меры предусматривали снижение тарифной нагрузки с мелких потребителей за счет крупных предприятий.

Естественно, что такое  положение вещей не могло устроить  крупных потребителей электроэнергии. Многие эксперты называют «последнюю милю» в электроэнергетике узаконенным пиратством и говорят о том, что данный подход  непродуман и неэффективен. Если разобраться, то «последняя миля» по сути  — это  скрытый налог  на промышленность.  По исследованиям экспертов, дополнительная  нагрузка больших предприятий составляет на сегодняшний день  около  30% их затрат на электричество. С появлением  «последней мили», например, такая компания, как  «Сибур» стала  расходовать  на электроэнергию на 300 млн. руб. в год больше, чем раньше,  а завод UC Rusal — Красноярский алюминиевый — на 1 млрд. руб.  Эксперты энергетического центра  «Сколково» в 2012 году объем «последней мили»  оценили в 58 млрд. руб.  Межрегиональные сетевые распределительные компании получают дополнительный  доход  без больших затрат  и имеют  возможность несколько снизить платежи для населения. Искусственность механизма «последней мили» правительство признало в 2011 году, но ввиду сложности всей ситуации,  не найдя возможностей для ее решения, курировавший в то время энергетическую отрасль Игорь Сечин, перенес решение вопроса на 2014 год.

Конечно, все это время промышленники пытаются  уйти от этой  системы,  затевая долгие судебные тяжбы с МРСК. Предприятия предъявляют иски против сетевых компаний, чтобы получить обратно огромные, ранее выплаченные деньги. Например, СУАЛу  удалось через суд отказаться от выплаты МРСК Урала 393 млн. руб., ОК «Русал» таким же образом получил обратно 9 млрд. руб. Но в данном вопросе суды чаще становятся на сторону сетевых компаний. Это в большинстве  связано с тем, что система «последней мили» позволяет уменьшить тариф на передачу электроэнергии для населения.  МРСК  же, в свою очередь, не сидят сложа руки и пытаются отсудить пропавшие  доходы у региональных властей, которые, по их мнению,  неправильно рассчитали тарифы.

Если решать проблему просто отменой договоров «последней мили», то МРСК будут терять до 40 млрд руб. в год. Недостающие деньги нужно будет откуда-то брать. Сделать это можно будет через увеличение тарифов для своих потребителей, в данном случае – компаний мелкого бизнеса и населения. Конечно же, это приведет к значительному росту счетов за электроэнергию для последних, ведь в некоторых регионах  на крупных потребителей приходится до 40-60% всего объема продаваемой энергии. В данной ситуации ничего не теряет только ФСК, потому что она берет с МРСК минимальную арендную плату, передавая в ведение региональной компании лишь небольшой участок сети. На сегодняшний день у ФСК 70 договоров «последней мили», а их действие или отмена никак не скажется на доходах компании.

Министр энергетики Александр Новак

Министр энергетики Александр Новак

Пытаясь решить проблему, Минэнерго России в свое время предлагал крупным потребителям добровольно продлевать договоры «последней мили» с сетевыми компаниями. Но исход тут очевиден изначально – никто из потребителей не согласится отдавать свои деньги и идти в механизм «последней мили». Министр энергетики Александр Новак предложил свой вариант решения проблемы. Он заключается в том, что компаниям нужно запретить прямое подключение к сетям ФСК, но при этом для потребителей на высоком напряжении нужно установить понижающие коофициенты – 20-30% стоимости тарифа МРСК. Губернаторы получат право дополнительно снизить тариф. Но такой вариант не устроил самих потребителей. «С Минэнерго мы обсуждали различные формы понижающего коэффициента и способы его применения. Но в редакции законопроекта, который был представлен ко второму чтению, нет ни сроков решения проблемы, ни величины скидок, ни критериев оценки необходимости эту скидку получить», — так комментировал ситуацию НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.  Против предложений Александра Новака выступило и Минэкономразвития. «Решение, которое предлагает Минэнерго, означает перенос всей тяжести принятия ответственности из федерального центра в регионы. Это фактически консервация проблем регионов, за которые потом будет расплачиваться Москва», — рассказал в интервью агентству Прайм замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков.  Минэкономразвития будет настаивать на собственном проекте ликвидации «последней мили». Он заключается в том, чтобы установить два тарифа — для населения и для предприятий, а руководство этими тарифами возложить на ФСТ.

Проблему попытались решить 7 ноября текущего года.  Официально появилась информация о подписании президентом Владимиром Путиным закона, отменяющего «последнюю милю» в России с 1 января 2014 года. Механизм прекращения действия перекрестного субсидирования обозначен в ФЗ от 6 ноября 2013 года №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статье 81 «Об акционерных обществах». Президент разделил УрФО «последней мили», чтобы не произошел тарифный скачок. Ее действие отменяется в Курганской и Свердловской областях. Из закона также следует, что на территории четырех регионов УрФО «перекресток» будет сохранен. А именно, до 1 июля 2017 года «последняя миля» будет действительна в 16 субъектах РФ, среди которых Тюменская и Челябинская области, ХМАО-Югра и Ямал. До 1 июля 2029 года она сохранится в Амурской области, Еврейском АО, Бурятии и Забайкальском крае. Для местных потребителей тут  будет действовать специальный тарифный уровень напряжения, состоящий из тарифа ФСК и средней ставки перекрестного субсидирования в регионе.

Еще в законе отмечено, что  ставка перекрестного субсидирования в 2014 году в соответствующем регионе будет зависеть от  деления величины перекрестного субсидирования на объем полезного отпуска электроэнергии потребителям, не относящимся к населению или приравненным к нему лицам. С 1 июля 2017 года ставка рассчитывается ежегодно как разница показателя предыдущего года и величины, составляющей не менее 7% от определенной по состоянию на 1 января 2014 года.

Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев

Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев

Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев в интервью «Правде УРФО» подчеркнул,  что при разработке законопроекта и выделении регионов, где процесс отказа от «последней мили» будет смягчен, законодатели исходили из того, что в субъектах федерации «есть большие разбросы в переходах к выплатам от промышленности до населения».

«Из 20 регионов у одних надолго остается перекрестное субсидирование, у некоторых же – через три года кончается, были прописаны суммы, которые выделяются на компенсацию. Хороший это или плохой вариант, судить очень трудно, поскольку, если бы мы этот закон не приняли, а к этому шло из-за сопротивлений крупных компаний, вроде БазЭла, железной дороги, то тогда во всех регионах пошел бы одномоментный обвал с существенным ростом тарифа для населения. Они хотели бы быстро сбросить нагрузку на население, а сами регионы начали писать письма, бить в барабаны, что нельзя их бросить сразу без «последней мили». На что сумели – на то все вместе и договорились. Был выбран компромиссный вариант, наверное, не самый лучший на свете, но как есть уж».

Сергей  Бейден, аналитик ФК «Открытие»,  находит большие проблемы в реализации этого закона: «Риски того, что закон может быть реализован, не очень большие. Понятно, почему на Урале и в Западной Сибири «последнюю милю» оставили. Поскольку, по моим оценкам, по «МРСК Урала» «последняя миля» составляет порядка 13–14% выручки. Понятно, почему механизм оставили в Челябинской области, если убрать 14% от выручки, то это будет существенным ударом, и нужно плавно снижать операционные издержки, чтобы компенсировать отмену перекрестного субсидирования. В тех регионах, где перекрестка отменена, чтобы ее компенсировать, предусмотрен дополнительный 7% рост тарифа с 1 января 2014 года, что вызывает большие сомнения. Потому что тарифы уже повысились на 8–9% с 1 июля, поэтому, если еще повысится тариф, то общий рост тарифа достигнет 15–16%. Притом что есть ограничение на конечный рост цены на уровне инфляции. Риск того, что это будет сделано, достаточно большой», – говорит аналитик. Учитывая опасность последствий принятого закона, сетевые компании уже подсчитывают убытки. Если выпадающие доходы не будут компенсированы, они могут потерять, по оценкам Минэнерго РФ,  46 млрд. руб.

Вряд ли в этом случае уместно говорить про компромисс. Энергетики, как ни крути, остаются в очевидном минусе. Не совсем ясны и последствия для мелких компаний и населения. Понятно  одно — это еще далеко не последний этап решения проблемы. А вообще, складывается впечатление, что вопрос  «последней мили» становится вечным.

Метки: , , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования