Торф как вид топлива: за и против

Роль местных видов топлива в энергосистеме многих стран увеличивается с каждым днем. Тут все очевидно и просто. Тенденция роста цен на такие энергоносители, как уголь, нефть, газ в последнее время стала устойчивой и постоянной в силу их исчерпаемости и труднодоступности оставшихся залежей. Соответственно – возрастает стоимость электроэнергии. В этой ситуации роль таких видов топлива, как торф и древесина переоценить очень сложно. Торф – это топливо, которое в буквальном смысле мы топчем ногами. Ученые уже давно подсчитали, что данный ресурс со временем успешно может заменить уголь, газ и мазут.

Торф представляет собой остатки растений, которые не полностью разложились в болотных условиях. Болото характеризуется недостатком кислорода и большой влажностью, они и не дают растениям полностью разложиться, а последние в свою очередь накапливаются из года в год и превращаются в однородную массу – торф. Мировой ресурс этого ископаемого по оценкам экспертов от 250 до 500 млрд. тонн. В общей сложности он покрывает 3% суши.

Первое место по запасам торфа досталось Канаде, тут сосредоточено 170 млрд. тонн, а второе – у России – 150 млрд. тонн. Большая доля торфяников в Швеции, Финляндии, Германии, Белоруссии, Ирландии, Великобритании, некоторых штатах США. В России по подсчетам экспертов сосредоточено от 40 до 60% мировых запасов. Занятые торфом земли в нашей стране составляют 31,8% в Томской области и 12,5% в Вологодской. Внушительное количество залежей находится в Центральных регионах – Рязанская, Московская, Владимирская области. Каждый год запасы торфа в нашей стране пополняются на 250 млн. тонн. При таких условиях у России есть большое будущее в решении проблемных вопросов местной энергетики, повышении плодородия почвы, экологических задач. Совсем недавно наша страна была лидером в потреблении  торфяного топлива, но сегодня уступает место таким странам, как Финляндия, Ирландия и Канада.

 

Торфоуборочные машины (Фото Владимир А. Довгань)

Торфоуборочные машины (Фото Владимир А. Довгань)

Международная организация TACIS подсчитала, что добыча торфа в мире в последние несколько лет, увеличилась на 10%. Спрос на этот ресурс неизменно растет. Например, в Финляндии каждый год на энергетические нужды добывают 10 миллионов тонн и обеспечивают 20% тепла в стране. Там очень распространены небольшие станции, мощность которых от 2 до 10 МВт, и все они в качестве сырья используют торф. Похожая картина наблюдается и в Швеции.

Почему же наша страна, которая долгое время была лидером в данной отрасли, потеряла пальму первенства? В России торф стали добывать еще 200 лет назад. Он использовался в качестве топлива на тепловых электростанциях. На сельскохозяйственные нужды добывали 160-180 тонн каждый год. А в 1965 году добыча достигла своего исторического максимума и составила 27,9 млн. тонн.

Так выглядит типичный район торфодобычи (Фото alex-leit.livejournal.com)

Так выглядит типичный район торфодобычи (Фото alex-leit.livejournal.com)

Последующие 30 лет показатели только снижались. Все дело в том, что в 60-е годы в Западной Сибири были открыты крупные месторождения природного газа. Энергетика ускоренными темпами стала переходить на этот вид топлива. В итоге к концу 90х годов объем добычи торфа снизился до 2-4 миллионов тонн в год. Напомним, в советские времена эта цифра составляла 220-280 миллионов тонн. Но ориентация на газ – это только одна из причин упадка торфяной отрасли.   Этот вид топлива стало добывать невыгодно еще и по причине двойного лицензирования: недропользование и водопользование. Болото относят и к одному и ко второму типу. Развитие отрасли тормозит и отсутствие инвестиционных ресурсов. Оборудование торфяных электростанции порядком поизносилось, потому что многие из них были построены более 40 лет назад.

Никто не спорит с тем, что сегодня использование газа в качестве топлива – очень удобно и дешево, поэтому газификация районов происходит ударными темпами. Но помимо того, что газ – ресурс исчерпаемый, эта тенденция имеет еще один минус – области стали очень зависимы от «голубого топлива», за счет которого сегодня вырабатывается 90% тепла. Если газовая труба при определенных форс-мажорных обстоятельствах лопнет, а отопительная система разморозится, экономические потери могут быть очень масштабные. Избежать негативных последствий помог бы дополнительный тепловой агрегат с резервным топливом. Что касается сравнения торфа с углем, преимущество по многим позициям находится у первого.

Одна из опасностей торфодобычи - осушение болот, которые являются "легкими природы"

Одна из опасностей торфодобычи — осушение болот, которые являются «легкими природы»

Энергоемкость торфяных брикетов однородна, тогда как теплотворная способность угля неравномерна. И стоимость его при учете транспортных расходов во много раз выше цены торфа. Допустим, что цена тонны торфа составляет 100%, северным и западным регионам России за такое же количество кузнецкого угля придется заплатить 190%, за воркутинский уголь – 120-160%, а за топочный мазут – 250%. Большим плюсом торфяного топлива является его экологическая безопасность, проблема которой является сегодня одной из актуальных в мире.

Например, каменный уголь содержит 1-3% серы, мазут – 1,2%. При сгорании из серы образуется двуокись серы, которая вступает в реакцию с атмосферной влагой и вырабатывает сернистую кислоту, а она в свою очередь превращает обычный дождь в кислотный.  В торфе сера почти отсутствует. Также при использовании торфяного топлива в десятки раз уменьшаются выбросы твердых взвешенных частиц. Торфяную золу легко утилизировать, чего не скажешь про угольные шлаки. Также специалисты сделали вывод, что освоение торфяных территорий поможет уберечь большие участки России от пожаров.

Для торфодобычи осушаются тысячи гектаров болот

Для торфодобычи осушаются тысячи гектаров болот

Но некоторые ученые выступают против широкого использования торфа. Они утверждают, что большая торфодобыча может негативно сказаться на климате и биологическом разнообразии. Болото, как и лес, обладает свойством поглощения из атмосферы диоксида углерода и высвобождения кислорода. При его осушении большие объемы углекислоты, накопленной тысячелетиями, попадут в атмосферу и стимулируют парниковый эффект. Совершенно ясно, что в ближайшее время такого масштабного освоения торфяников, которое может оказать ощутимое влияние на климат Земли в России ожидать не стоит. Специалисты утверждают, что запасов природного газа нам может хватить еще на 100 лет. Но, тем не менее, расширять торфяную отрасль тоже необходимо, потому что ресурс этого вида топлива в нашей стране огромен.

В последнее десятилетие можно наблюдать ряд положительных сдвигов в развитии торфяной отрасли в России. Такие факторы, как мировой кризис и удорожание традиционных энергоносителей, как следствие – рост тарифов для населения, заставили властей некоторых регионов экспериментировать с  созданием торфяных котельных. Ведь уголь и мазут приходится привозить из дальних регионов, что весьма затратно, в то время как торф буквально валяется под ногами. К слову сказать, потребителями торфа являются не только котельные, но и торфобрикетные заводы, коммунально-бытовые потребители печного топлива, тепловые электростанции.

Наиболее рентабельными считаются торфяные ТЭС малой и средней мощности. А развитие «малой энергетики» наиболее актуально для нас на сегодняшний день. «Энергетическая стратегия России (до 2020 г.)» одним из приоритетных направлений в вопросах электроэнергетики ставит развитие распределительной генерации с электростанциями малой и средней мощности, работающих на базе парогазовых, газотурбинных и других современных технологий. Они должны обслуживать территории с тепловыми нагрузками небольшой концентрации, в первую очередь это – децентрализованные участки теплоснабжения. Помимо этого определенное количество отопительных и промышленных котельных в районах предполагается переквалифицировать в ТЭС малой мощности. В таких условиях торф является наиболее актуальным и незаменимым видом топлива.

Во многих районах России уже осознали, что торф – интересное и прибыльное дело. Начало 2010-х ознаменовано открытием нескольких крупных предприятий в сфере добычи и переработки торфа. Самый крупный торфодобытчик на территории Московской области — компания ОАО «Шатураторф». Котельную, работающую на торфе, запустила Свердловская область, в Кировской области власти переводят региональные электростанции и котельные с природного газа и мазута на другие виды топлива, программы и работы по использованию местных топливных ресурсов работают в Смоленской, Ленинградской, Архангельской, Тверской, Владимирской областях, Карелии и других регионах России.

Недавно в Министерстве энергетики принялись за разработку пакета налоговых послаблений, которые призваны привлечь инвестиции в торфяную отрасль. Торфяники хотят передавать в бесплатную аренду, а немалый энергетический налог снизить. Энергетическая стратегия правительства предусматривает увеличение добычи торфа к 2020 году в четыре раза, каждый год по плану должны добывать 8 миллионов тонн.

Низкая энергоемкость добычи, простота транспортных схем, короткие расстояния вывоза торфа делают этот вид топлива конкурентоспособным по сравнению с другими видами ввозимого топлива. Несмотря на то, что привычка в использовании угля пока еще трудноискоренима, а природный газ находится в большом авторитете, торфяной рынок имеет большой потенциал роста.

Метки: , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования