В последние несколько лет отношения России и стран ЕС в сфере энергетики накалены до предела. И степень накала повышается с каждым годом. У Брюсселя беспокойство вызывают споры в вопросах газоснабжения и недружелюбный тон Москвы в комментариях к этим вопросам.
Причины для недовольства у России более чем веские. Камнем преткновения стал Третий Энергетический пакет, принятый Евросоюзом. Для нашего Газпрома он носит не только ограничительный, но даже репрессивный характер. Не радуют Москву и намерения Брюсселя поддерживать строительство Транскаспийского трубопровода, который должен доставлять туркменский газ в Европу, обходя территорию России.
Третий Энергопакет Евросоюза – это последний документ, который должен регламентировать долгие преобразования в сфере газовой энергетики, начатые в 1998 году с принятием Первого и 2003 году – Второго Энергопакетов. Составляющими Третьего Энергопакета являются три регламента и две директивы, которые должны создать в Европе высокую конкуренцию в энергетической сфере, а последняя, в свою очередь — вызвать снижение цен для потребителей. Еще одной целью Энергопакета является объединение разобщенных энергетических рынков Евросоюза. Суть его в том, что он разделяет вертикально интегрированные компании на составляющие – добычу, транспортировку и сбыт. Тем самым запрещая предприятиям, которые производят газ, а так же его поставщикам, контроль транспортных сетей. Третий пакет реформ призван разграничить бизнес по продажам и транспортировке этого сырья.
Формально Третья Директива начала действовать 9 сентября 2009 года. Все страны участницы ЕС обязаны были внести поправки в свое законодательство в соответствии с предусматриваемыми реформами. За отведенные 11 месяцев, ни одна из них сделать это не успела. Еврокомиссия обвинила 18 стран ЕС в том, что они нарушили предусмотренные законодательством обязательства, и подала иски в Европейский суд. Но, несмотря на это, и к январю 2012 года для 8 стран ЕС вопросы адаптации национального законодательства к Третьей Директиве так и не были решены. В этом есть свои плюсы и минусы. Минус в том, что существенно увеличился период неопределенности на европейском газовом рынке, соответственно, будут повышаться и риски. Плюс в том, что временно расширились возможности сотрудничества с разработчиками Третьего пакета, чтобы справедливо и сбалансированно учесть интересы всех участников газовой цепочки, минимизируя риски и неопределенности для них. Завершить подготовку пакета и запустить единый рынок газа ЕС Еврокомиссия планирует в 2014 году.
Разрабатывая Третий Энергопакет, Европа, в первую очередь, хотела уменьшить монополию в газовой сфере на национальных рынках стран-членов ЕС таких гигантов, как ENI, Ruhrgas, Gas de France. Но при таких изменениях «Газпром» тоже «попал под раздачу», так как концерн имеет часть контрактов внутри территории ЕС. Хочет «Газпром» этого или нет, в связи с новыми реформами, свой европейский бизнес ему придется организовывать по-новому. Он уже не сможет быть в Европе и поставщиком, и одновременно выступать в качестве владельца им же построенных газопроводов. Причем, Третий пакет затрагивает законодательство в сфере, как действующих, так и строящихся газопроводов («Южный поток»).
В российской компании же считают, что эти новшества направлены именно против него, как основного поставщика газа в европейские страны. По требованиям, которые Европа заложила в Третий Энергопакет, «Газпром» должен дать доступ к своим газопроводам другим поставщикам, которые захотят снабжать газом Европу. В случае, если таковые не найдутся, в резерве все равно должна оставаться часть газотранспортных мощностей. Москву ситуация не радует ни в первом, ни во втором случае, так как в обоих вариантах идет снижение рентабельности проектов. «Газпрому» такое положение грозит большими проблемами во взаимоотношениях с партнерами, а также может обернуться прямыми и косвенными убытками. Для того, чтобы удовлетворить спрос на газ нужны инвестиции в новые объекты инфраструктуры, которые в газовой отрасли – самые дорогостоящие, и окупиться могут через десятилетия. Для уверенности в возврате своих вложений «Газпрому» нужен стабильный спрос и предсказуемые правила игры, которые определяют экспорт при долгосрочной перспективе. Такой гарантией было право собственности на трубопровод, которое по Третьему Энергопакету Европа хочет отдать третьим посредникам. В связи с невозможностью окупить расходы, без управления трубопроводной системой ни один поставщик не захочет вкладывать деньги в дело, не будучи уверенным в том, что они к нему вернуться.
Владимир Путин заявил, что «нормы Третьего Энергопакета не должны распространяться задним числом на контракты, которые уже были заключены до того, как было принято решение по этому пакету». Москва хочет вывести из-под действия положений этого документа работу и строительство своих газопроводов – «Северного потока» и «Южного потока». Алексей Миллер, глава «Газпрома», отметил, что по условиям Третьего Энергопакета, компания не может использовать половину мощностей сухопутных газопроводов — отводов «Северного потока» и «Южного потока». «Газпром», подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют «Газпрому» лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение» — заявил Алексей Миллер. Так же он указал на то, что Европа не позволяет «Газпрому» использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов. Москва предлагает Европе квалифицировать сухопутные участки магистралей, как продолжение морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
Пойдет ли Европа на уступки? Пока однозначно сказать сложно. С одной стороны Третий Энергопакет, по словам постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, «в процессе согласования стал менее строгим и более размытым под влиянием позиций стран-членов сообщества и позиций энергобизнеса… В результате по ряду позиций этот пакет предусматривает некоторую многовариантность». Но распространять на «Газпром», самого крупного поставщика газа в Европу, этот принцип «многовариантности» Еврокомиссия не захотела. О коррективах для Третьего Энергопакета страны не договорились. Ответом на действия Европы стало объявление Минэнерго конкурса на проведение «анализа технико-экономических показателей реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Министр Сергей Шматко в связи с этим заявил: «Развитие нового восточного вектора в российской энергетической отрасли — долгосрочное, стратегически осознанное решение. Мы будем сознательно и уверенно заниматься диверсификацией наших поставок, чтобы снизить политические амбиции стран, претендующих на монопольное потребление наших энергоресурсов и монопольное определение правил игры».
Правомерны слова директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина «если ЕС присвоит особый статус «Северному» и «Южному потоку», то это решит все проблемы с Третьим Энергопакетом ЕС». Третий Энергопакет требует доработок, потому что в нем не учтены в одинаковой мере интересы производителей и потребителей, полагают эксперты. А это ничем хорошим не закончится. Европа прекрасно осознает, что в принятом документе много нюансов. Поэтому, есть мнение, что за Третьим Энергопакетом могут последовать «Четвертый», «Пятый» и «Шестой»…
Метки: 2014 г., Gazprom, Северный поток, Третий энергопакет ЕС, Южный поток
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: