Россия – мировой лидер в угольной отрасли. В недрах страны сосредоточены огромные геологические запасы угля. По их количеству мы находимся на втором месте после Китая, а по объемам добычи данного ресурса занимаем пятое место. Ежегодно в Российской Федерации производится более 320 млн. тонн в год. Наши недра содержат треть мировых ресурсов, из них – более 200 млрд. тонн составляют разведанные запасы, в их число входит 102,3 млрд. тонн бурого угля и 98,6 млрд. тонн каменного. Если существующий уровень добычи сохранится, то его запасов нам может хватить больше, чем на 550 лет. На протяжении всего времени своего существования угольная промышленность России играла огромную роль в развитии всего хозяйственного комплекса, но долгий путь становления был сопряжен с большими трудностями и кризисными явлениями.
Итак, горное дело в нашей стране начинается со второй половины 15 века с легкой руки Великого князя Московского Ивана III. А реформатор Петр I своим Приказом рудокопных дел стимулировал развитие государственного горного управления. В период правления Екатерины II было открыто первое горное училище, а утверждение Манифеста от 28 июня 1782 года даровало всем землевладельцам право на свободное использование своих земель и содержащихся в них полезных ископаемых. Николай I внедрил в отрасль крупные технические усовершенствования и организовал большое количество экспедиций и геологических исследований. Конец 19 века ознаменован бурным развитием металлургической отрасли, железнодорожного и водного транспорта, что резко повысило потребность в угле. Угольные шахты начали строить в Донбассе, Подмосковном и Кузнецком бассейнах, на Урале и Дальнем Востоке.
К началу XX века объемы добычи выросли до 34,5 млн. тонн с 121 тысячи в 1860 году, а месторождения стали разрабатывать открытым способом. С 1928 года за период всего в 10 лет были введены в работу 200 шахт общей мощностью 100 млн. тонн. А к концу 1940 года уголь добывали 542 шахты. Предвоенные пятилетки стали плодотворным периодом в развитии отраслевой науки: были созданы Всесоюзный угольный институт, Институт горного дела АН СССР и некоторые другие учебные заведения. Также в это время зародилось движение, название которого впоследствии стало нарицательным. Один из забойщиков донбасской шахты А.Г.Стаханов на собственном примере показал, как надлежащая организация труда и умелое использование техники могут повысить результативность труда. Как вы уже догадались, движение получило название «стахановское».
Особняком в развитии угольной отрасли стоит период Великой Отечественной Войны и последующего восстановления. В условиях оккупации страна потеряла более 60% мощностей. Но данные потери были компенсированы бурным развитием угольной промышленности Кузбасса, Печорского бассейна и других восточных регионов. В это время шахтерами обеспечивались бесперебойные поставки угольного топлива и высококачественного коксующегося угля, необходимого для производства стали. Увеличению объемов разработки ископаемого во время войны поспособствовала и ориентация на открытый способ добычи.
1960-е – это подъем отраслевой науки. Продолжает выпускаться отечественная техника и оборудование для угледобычи, начинается закупка иностранной техники. Но в конце десятилетия открываются гигантские нефтегазовые месторождения, что вызвало огромный интерес у ученых и властей к развитию новой отрасли и поставило ее в число приоритетных. В 70-х начинает осваиваться гигантский Канско-Ачинский угольный бассейн, призванный обеспечивать топливным ресурсом электростанции на Дальнем Востоке и промышленные регионы Якутии.
Именно эти годы ознаменованы началом больших трудностей в развитии угольной отрасли. Нефтяники и газовики были в приоритете, денежные поступления на развитие добычи угля сократились. Положение усугублялось недостаточным производством горной техники, которая ко всему прочему была низкого качества, разработка новых угольных пластов все больше усложнялась, а поддержка и развитие предприятий отрасли требовали все больших затрат. Многие шахты находились на высшей стадии износа, критического уровня достигла и глубина работ, обвалы, пожары и выбросы газа участились, ЧП с человеческими жертвами уже никого не удивляли, повсеместно начали происходить огромного масштаба угольные забастовки. Но, тем не менее, страна без угля обойтись не могла: несмотря на то, что его доля в топливном балансе упала с 66% в 1955 году до 19% в 1990, он был в приоритете при обеспечении тепло и энергоснабжением коммунальной сферы, немалой части промышленного и сельского хозяйства.
На все негативные явления, уже сформировавшиеся в угольной отрасли, наложился общехозяйственный кризис 1980-х, а в 1990 году произошел разрыв хозяйственных связей между республиками распадавшегося СССР. В итоге производительность труда отрасли упала до уровня 1947 года. Создалась ситуация, когда угольная промышленность рисковала рухнуть за несколько последующих лет, а страна с колоссальными запасами угля закупала бы его за границей. Из данного положения выход мог быть только один – реструктуризация всей угледобывающей отрасли.
Реструктуризация представляет собой отраслевые реформы с последующим переводом ее на основы рыночной экономики. Работа в этом направлении означала закрытие опасных и нерентабельных шахт, переоснащение современной техникой оставшихся трудоспособных, начало строительства новых предприятий мирового образца, выведение за пределы отрасли непрофильных производств. В то же время нельзя было допустить распространения безработицы среди шахтеров. Ситуацию усугубляла проблема в угольном машиностроении, потому что 60% его мощности были расположены в бывших республиках СССР. Чтобы предотвратить коллапс, нужны были большие средства, четкая законодательная база и согласованность действий федеральных, региональных и отраслевых органов. Начало кардинальным переменам положили, разработанные в очень короткие сроки, ”Основные направления реструктуризации угольной промышленности России”.
В планировке реструктуризации наша страна не могла не учитывать зарубежный опыт структурной перестройки угольных отраслей. Подобный процесс уже происходил в таких странах как США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Австралия. Здесь на реструктуризацию было затрачено 20-30 лет, при условиях гораздо лучшего финансового положения и господстве рыночной экономики. Российский процесс был рассчитан на 12-15 лет и назван беспрецедентным явлением в мировой экономике. Полностью перенять зарубежный опыт наша страна не могла по причине региональных особенностей. Каждая из стран делала основной упор на различные аспекты.
Так, цель реструктуризации в странах Западной Европы – снизить собственные объемы добычи в соответствии с уже имеющимися запасами, учитывая технические возможности, и рыночный спрос; повысить импорт угля в соответствии с экономическими выгодами. США, КНР, ЮАР, Австралия и Индия, обладающие богатыми запасами угля с меньшей затратностью добычи в данном процессе, сосредоточились на увеличении темпов научно-технического прогресса и наращивании объема добычи. Реструктуризация в Центральной и Восточной Европе совпала с этапом перехода от плановой к рыночной экономике, поэтому их главной целью в создавшихся условиях, была ликвидация убыточных предприятий и повышение конкурентоспособности угля по отношению к другим энергоносителям.
Стратегические планы России были разработаны в соответствии с опытом других стран и собственными особенностями. Основные основополагающие принципы звучали следующим образом:
— России необходимо оставаться ведущей угледобывающей страной мира;
— значение угольного ресурса в топливно-энергетическом балансе страны должно повышаться по мере истощения нефтяных и газовых запасов, которые существенно ниже угольных;
— объем добычи должен регулироваться рыночным спросом и его изменениями на внутреннем и мировом рынках энергоносителей;
— повышать конкурентоспособность угля нужно путем снижения производственных затрат на добычу и вовлечения в разработку благоприятных месторождений с применением новых технологий.
Закрытие убыточных предприятий, сокращение численности персонала, концентрация производства на эффективных предприятиях привели угольную отрасль к устойчивому росту. С 1999 года началось прекращение спада объемов добычи, а в 2000-м они были увеличены на 11% по сравнению с 1998 годом. Доля частных компаний в общем объеме составила 77,2%. Реструктуризация, на которую были затрачены немалые средства, в целом оправдала себя. Угольная отрасль стала перспективной и способной удовлетворить потребность страны в угольном топливе.
Сегодня почти все объемы добычи выполняются частными предприятиями, всего по стране их более 200. Разработку угля ведут в семи федеральных округах, 16 угольных бассейнах и в 85 муниципальных образованиях России. 58 из них — углепромышленные территории на базе градообразующих угольных предприятий. В отрасли работает почти 200 тыс. человек. РФ лидер в экспортных поставках данного вида топлива. Мы экспортируем уголь в страны ЕС, Китай, Японию, Турцию и некоторые другие государства. Положительным фактом является то, что угольные бассейны в нашей стране весьма доступны, а добыча ничем не затруднена.
В российском энергобалансе на долю угля приходится более 25% и эта цифра постоянно увеличивается. В соответствии со стратегическими планами к 2020 году она должна составить 31-38%. 57% рынка формируется за счет основных участников, таких как «Евраз групп», «Сибуглемет» и «Южный Кузбасс». Они являются основными добытчиками наиболее ценного для промышленности твердого и полутвердого угля.
Основные запасы сосредоточены в Печорском, Кузнецком, Челябинском, Иркутском, Канско-Ачинском, Тунгусском, Ленинском, Минусинском угольных бассейнах. Так, в Печорском эта цифра приближается к 350 миллиардам тонн, а Кузнецкий считается самым крупным в мире, в Кузбасском добывают 56% каменного и 80% коксующегося российского угля. Запасы Иркутского бассейна – 7,5 млрд. тонн, их плотность залегания здесь неоднородна. Добываемый уголь Канско-Ачинского бассейна используется в работе энергосистемы Красноярского края и Республики Хакасия.
Перспективы развития угольной отрасли России обозначены в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Ее реализация предусматривает 3 этапа:
1. до 2015 года — предусматривает преодоление кризисных явлений в экономической и энергетической сферах;
2. до 2020-2022 года – этап повышения эффективности в обозначенных сферах;
3. до 2030 года – этап высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов.
Одна из перспектив угольной отрасли России связана с интеграционными процессами в угольном производстве и энергетике. Это послужит толчком к созданию на базе шахт современных энергетических объектов. В сложившихся рыночных условиях успешная конкуренция нашего угля на международном рынке может быть обеспечена совершенствованием техники и технологий добычи, снижением издержек производства и повышением технико-экономических показателей. Поэтому приоритетные направления сегодня – вовлечение в отработку высокотехнологичных запасов и модернизация производства. Все это повысит эффективность добычи и обеспечит России уровень ведущей угледобывающей страны.
Метки: добыча угля, запасы угля, Кузбасс, открытый способ добычи, разработка угля, убыточные предприятия, угольная отрасль, угольная промышленность, холдинг «Сибуглемет», энергобаланс
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: