По заявлению главы Минэнерго России Николая Шульгинова, хотя говорить о фактическом отсутствии розничных рынков электроэнергии в стране нельзя, масштабного, либерализованного и сбалансированного рынка в рознице действительно создать не удалось.
Открывая вчерашнюю встречу министра энергетики с членами профильного комитета Госдумы, председатель Комитета Государственной думы России по энергетике Павел Завальный обозначил волнующие парламентариев темы, которые требуют законодательного сопровождения: окончание реформы электроэнергетики и требуемые для этого решения в части развития розничных рынков, ликвидации перекрестного субсидирования, нерыночных надбавок к оптовой цене на электроэнергию и т. д.
При ответе на вопрос о результатах реформы электроэнергетики, глава энергетического ведомства заявил, что, хотя говорить о фактическом отсутствии розничных рынков электроэнергии в стране нельзя, масштабного, либерализованного и сбалансированного рынка в рознице действительно создать не удалось. При этом Николай Шульгинов уверен, что ускорение этого процесса возможно по мере внедрения интеллектуальных систем учета электроэнергии и повышения эффективности работы сетевого комплекса.
Касательно перекрестного субсидирования, по мнению министра энергетики, полная его ликвидация невозможна, однако важно не расширять его масштабы, а применять только там, где идет развитие электроэнергетики и для поддержки населения, постепенно наращивая адресность такой поддержки. Минэнерго планирует достаточно жестко отстаивать этот подход.
Рассказывая о стратегии развития электросетевого комплекса, Николай Шульгинов отметил, что темпы его консолидации на базе крупнейшей его организации нужно повышать, а критерии оценки территориальных сетевых организаций ужесточать. По оценке ведомства, число ТСО можно сократить на 40%, поскольку множество серьезных аварий в сетях связано именно с безответственностью и некачественной работой многочисленных ТСО. При этом важно, чтобы по результатам консолидации затраты потребителей сократились благодаря повышению эффективности, а не выросли.
Министр энергетики высказался против дифференциации тарифов для «ФСК ЕЭС», во всяком случае, на текущий момент, а переход к эталонному принципу исчисления затрат в сбытовой деятельности и сетевом комплексе поддержал. При этом он подчеркнул необходимость проанализировать практику применения эталонов в сбыте, которая существует сегодня, устранив причины, вследствие которых в ряде регионов при переходе к эталонам чрезмерно выросли тарифы на электричество.
Отвечая на вопрос о размере резерва мощности (максимальная установленная мощность электростанций ЕЭС России на 1 января 2021 года составила 245,3 ГВт при максимальной нагрузке около 153 ГВт) глава энерговедомства указал, что важно найти консенсус между производителями и потребителями по вопросу баланса надежности и экономической эффективности.
Как процитировали Николая Шульгинова на сайте Комитета Госдумы по энергетике: «Обеспечение надежности энергоснабжения через резервирование мощности действительно стоит дорого, однако недостаток резерва может обойтись дороже. Расчет оптимального резерва – серьезная задача, стоящая, в том числе, перед министерством, но она счетная».
Фото: с сайта министерства энергетики России.
Метки: Николай Шульгинов, розничный рынок электроэнергии, ФСК ЕЭС
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: