Российская компания «Роснефть» и американский нефтяной гигант ExxonMobil заключили договор о сотрудничестве. В соответствии с подписанным соглашением ExxonMobil станет партнером «Роснефти» в разработке российского арктического шельфа (прежде всего — трех Восточно-Приновоземельских участков в Карском море). Также «Роснефть» получит доступ к американским проектам ExxonMobil — в том числе на глубоководном шельфе в Мексиканском заливе.
Объединение экологов, собравшихся под эгидой WWF, не разделяют оптимизма нефтяников и уже выдвинули четыре фактора, которые, по их мнению, ставят под сомнение успешность соглашения нефтяных компаний.
Фактор первый: Технологическая неготовность
Подписав соглашение, Роснефть получает доступ к технологиям, отсутствующим на сегодня в Российской Федерации – подводному глубоководному бурению, в том числе в экстремальных условиях. В частности, у компании ExxonMobil есть опыт разработки месторождения Хайберния, расположенного на востоке от острова Ньюфаундленд в Канаде. Этот проект является канадским аналогом российского проекта в Карском море.
Однако у ExxonMobil есть и очень неудачный опыт работы в арктических морях – в частности, разлив нефти из танкера Эксон Вальдез в 1989-м году у берегов Аляски – одна из крупнейших в мире экологических катастроф, произошедших по вине нефтяников.
По мнению WWF, существующие технологии не позволяют быстро и эффективно бороться с разливами на шельфе вне зависимости от глубины, при этом глубина является усложняющим фактором, особенно в холодных водах, таких, как в Арктике. Дополнительные факторы риска в холодных полярных водах — это:
— Холодная погода, затрудняющая работу оборудования и персонала;
— Экстремальная погода (частые шторма, высокие волны);
— Короткий световой день (учитывая короткий сезон бурения около 70-ти дней, в случае аварии работы придется вести при недостатке освещения);
— Ледовая обстановка (на сегодняшний день нет технологий, позволяющих ликвидировать даже незначительные разливы в ледовых условиях);
— Удаленность (разливы вероятны в труднодоступных местах, куда трудно доставить персонал и оборудование; также маловероятно наличие в этих местах базовой инфраструктуры – госпиталей, жилья, и т.п.);
— Ограниченные возможности инфраструктуры (к северу от 80 градуса покрытие спутниковым наблюдением ограничено, что затрудняет связь и сбор данных по гидрографии и ледовой обстановке).
«WWF неоднократно обращал внимание на то, что эффективных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, а также в случае разлива подо льдом, в мире не существует, однако стремление как можно скорее получить доступ к ресурсам Арктики, видимо, затмевает любые рациональные доводы и призывы сделать серьезные выводы из таких катастроф, как ExxonValdez и Deepwater Horizon», — говорит Михаил Бабенко, координатор по нефтегазовой политике Международной арктической программы WWF.
Фактор второй: Наличие безопасных альтернатив
Сегодня энергетики всего мира признают, что за счет одного только повышения энергоэффективности и применения мер по энергосбережению может высвободиться огромное количество углеводородов. Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 0,30. Повышение КИН до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти.
Фактор третий: Бремя для российских налогоплательщиков
Экологи уверены, что создание необходимой инфраструктуры в Арктике неминуемо ляжет тяжелым финансовым бременем на российских налогоплательщиков и бюджет. «По нашим оценкам, основанным на открытых данных Минфина, Счетной палаты и отдельных компаний, в 2010 г. сумма льгот, предоставленных для экстенсивной разработки новых месторождений России составила около 105 млрд рублей по НДПИ и около 120 млрд. по экспортным пошлинам», — комментирует старший советник по природоохранной политике WWF России Иветта Герасимчук.
Фактор четвертый: Возможные негативные последствия для климатических переговоров
Компания ExxonMobil известна в мире своим финансированием различных исследовательских проектов, цель которых доказать, что проблема изменения климата сильно преувеличена. Так, согласно исследованию Лондонского королевского общества 2005-го года, ExxonMobil выделило 2,9 миллионов долларов 39 группам, которые, по словам Общества, «искажают климатическую науку полным отрицанием очевидного». В 2007-м году, в результате резкой критики научных и общественных организаций, компания публично отказалась от финансирования части таких проектов. Однако в 2009-м году газета Guardian обнаружила, что, несмотря на заявление ExxonMobil продолжает финансировать некоторые аналогичные организации (например, Национальный центр политического анализа — National Center for Policy Analysis).
«Боюсь, что теперь Россия тоже может переметнуться в стан климатических скептиков, — говорит Михаил Юлкин, глава рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по промышленным технологиям и экологической безопасности. — Если, как предполагается, только прямые инвестиции альянса в разведку и освоение новых месторождений, в том числе на арктическом шельфе, должны составить от 200 до 300 млрд. долл., а ожидаемый доход оценивается в 500 млрд. долл., то в интересах альянса сохранение высокого спроса на нефть и нефтепродукты в мире на долгие годы; наоборот, ускоренный перевод мировой экономики на низкоуглеродный путь развития интересам альянса противоречит. Вероятно, позиция России на переговорах сведется к затягиванию переговорного процесса и противодействию принятию решений и достижению компромиссов».
21-го — 23-го сентября в Архангельске состоится Международный форум «Арктика – территория диалога», в котором примет участие премьер-министр РФ Владимир Путин. Пресс-служба WWF сообщает, что Всемирный фонд дикой природы выступит на форуме с докладом, в котором озвучит свои предложения по охране арктической среды. В настоящий момент экологи собирают подписи против «Приразломной» – первого в мире проекта по добычи нефти на арктическом шельфе. Специалисты WWF считают, что любые проекты нефтегазового бурения на арктическом шельфе просто недопустимы, пока не будут разработаны и проверены технологии борьбы с нефтеразливами в экстремальных Арктических условиях, пока не будет создана достаточная инфраструктура по предотвращению и борьбе с нефтеразливами. Экологи преидерживаются твердого мнения: нет никакой необходимости в скорейшем освоении Арктического шельфа, поскольку только за счет более эффективного использования энергии можно значительно сократить потребности в энергоресурсах, а колоссальные средства, которые направляются на арктические проекты можно использовать на развитие возобновляемой энергетики и развитие новых технологий.
Метки: ExxonMobil, WWF, добыча нефти, нефть, новости нефтегазовой отрасли, Роснефть, шельф, экология
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: