Бурю эмоций и противоречивых оценок аналитиков и экспертов в конце прошлого года вызвало решение российского правительства о заморозке тарифов для естественных монополий на 2014-2016 гг. Эта мера была вызвана тенденцией замедляющегося развития в экономике и сокращением доходов определенной части бюджета. Рост ВВП в последние годы потерпел резкий спад и стал ниже, чем среднемировой показатель. Глава государства Владимир Путин выразил мнение, что беспредельный рост тарифов госмонополий (около 15% каждый год) вдвое опережает показатель инфляции и еще больше разгоняет рост цен в российской экономике.
Правительство распорядилось остановить эту тенденцию. Как первоначально заявлял министр экономического развития Алексея Улюкаева, в 2014 году индексации тарифов на газ, электроэнергию и ж\д перевозки не будет, а в 2015 она произойдет только на уровне инфляции прошедшего года, а это – не более 5%. При таком раскладе по его прогнозу экономия бюджетных средств составит 420 млрд. рублей. Также эта мера должна повысить экономический рост и снизить инфляцию. Миллиардные убытки в сложившейся ситуации понесут те компании, которых заморозка коснется непосредственно – «Газпром», «Россети» и РЖД.
Но правительство в сложившейся ситуации находит плюсы и для госмонополий. “Там есть резервы, и мы считаем, что замораживание тарифов позволит нам подстимулировать проведение структурных реформ в этих компаниях“, — прокомментировал ситуацию министр финансов Антон Силуанов. «Мы преследуем несколько целей. Первая: поддержать предприятия, которые столкнулись с очень серьезным ограничением по спросу, негативной тенденцией издержек и снижением прибыли. Снижение прибыли негативно влияет на состояние бюджетов, особенно субъектов РФ, которые получают большую часть налога на прибыль. Эффект от заморозки тарифов даст предприятиям возможность продолжить инвестиции и создавать рабочие места» — спрогнозировал ситуацию Алексей Улюкаев. Положительный эффект от данной меры должны ощутить многие предприятия. В первую очередь – металлургическая и химическая отрасли промышленности, для которых большой рост тарифов вызвал сокращение темпов роста производства.
Аналитики по данному вопросу выдвигают противоречивые оценки и в прогнозах расходятся.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис: «Именно три упомянутых тарифа — на газ, передачу электроэнергии и ж/д перевозки — влияют на экономический рост и ускорение инфляции, а также удорожание коммунальных платежей. В частности, плановое повышение стоимости газа на 15% приводит к 5%-му удорожанию совокупных коммунальных платежей, расходы по которым в России уже превышают уровни западноевропейских стран. В подобных обстоятельствах ограничение роста тарифов уровнем инфляции могло бы стать “идеальным решением“. В предыдущие годы тарифы естественных монополий росли с опережением инфляции, и теперь накопленный “жирок“ поможет им пережить предполагаемые лишения».
Директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов: «Реализация красивого обещания по заморозке тарифов чревата негативными последствиями для монополий, которым придется отказаться от своих обязательств, в том числе по льготному технологическому присоединению мощностей до 15 кВт. При этом неизбежное сокращение ими инвестпрограмм приведет к общему снижению спроса на материалы и оборудование и сокращению строительства, то есть отрицательно скажется на экономическом росте в целом».
Экономист “Альфа-Банка“ Наталья Орлова: «Замораживание тарифов на год окажется для монополий лишь временным негативным фактором, не способным заставить их сделать более эффективной свою долгосрочную политику и урезать издержки. Также неоднозначным представляется и предложение об ограничении тарифного роста уровнем инфляцией с 2015 г., поскольку глобальная инфляция, от которой российская экономика весьма зависима, может пойти вверх в условиях экономического роста. Более логично было бы ограничить последующий тарифный рост конкретным показателем, например 4-5%».
Владимир Назаров, зав. лабораторией бюджетного федерализма научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Гайдара («Взгляд»): «Замораживание тарифов скорее позитивная новость для инвесторов, поскольку мера может заставить компании повышать эффективность».
Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований инвесткомпании «УНИВЕР Капитал» («Финмаркет»): «Новость об отказе от индексации тарифов привела к очередному снижению акций. Сейчас инвесторы говорят об энергетике, как о секторе, о котором пока нужно забыть. Казалось бы, отказ от постоянного повышения цен станет осуществлением давней мечты многих россиян. Но и тут заморозка не принесет ничего хорошего. Бесчисленные примеры по всему миру продемонстрировали, что откладывание роста цен в конечном итоге оборачивается еще большими расходами потребителей».
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов («Финмаркет»): «Если заморозят тарифы, то компании сократят инвестпрограммы. В этом случае не будет капитального ремонта сетей. И рано или поздно это ударит по всем, ведь износ основных фондов — это главная проблема ЖКХ. Решать эту проблему за счет частных инвесторов не получается».
Компании, которых принятая мера касается непосредственно, тоже отреагировали неоднозначно. «Россети» восприняли решение правительства достаточно позитивно. Генеральный директор компании Олег Бударгин выразил мнение, что «заморозка» тарифов создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса». «Безусловно, мы уже видим, где и какие трудности нас ожидают. Но в условиях становления новой компании «Российские сети» такое решение задает исходные условия для развития, основанного на принципах повышения эффективности и качества работы, сокращения издержек и оптимизации производственных процессов. Это позволит нам сформировать новую вертикаль управления, новую программу надежности, новую программу развития электросетевого комплекса», — отметил Олег Бударгин.
Компания в сложившейся ситуации не планирует урезать инвестпрограммы, вместо этого она хочет провести ужесточение контроля во время их реализации. А снижение операционных расходов путем урезания затрат на систему управления дочерних филиалов позволит избежать сокращения рабочего персонала. Напомним, что компания поставляет электроэнергию потребителям по сетям протяженностью 2 млн.км., а также занимается капиталовложениями в новые мощности, новые технологии и ремонт оборудования. Основной источник этих вложений – тарифы на электроэнергию. Аналитики подытожили, что потери при заморозке тарифов у «Россети» составят более 100 млрд.руб. Затраты на ремонт и поддержание инфраструктуры придется сократить, и это скажется на конечном потребителе.
Андрей Круглов, заместитель председателя правления «Газпрома» по финансам, в письме Минэнерго, Минэкономразвитию и ФСТ оценил вероятные потери для компании. Итогом заморозки станет потеря более 500 млрд. руб., сокращение 300 тысяч рабочих мест, перебои в работе обслуживающих компаний, снижение налоговых доходов бюджета. В «Газпроме» подсчитали, что каждые 100 млрд.руб., которые не вложены в капитальные затраты, отнимают у бюджета 24 млрд.руб. и сокращают 70 тысяч рабочих мест. Негативные последствия не заставили себя долго ждать. В нынешнем году газовый гигант решил снизить закупки у российских компаний на 17%. Его руководители считают, что в заморозке тарифов нет ничего особенно привлекательного и для промышленных потребителей газа, которые за счет проведенных мер смогут снизать себестоимость промышленности продукции в стране только на 0,3%. Альтернативной мерой заморозки тарифов «Газпром» считает заморозку НДПИ, так как если тариф будет заморожен, то и налог расти не должен.
РЖД в отношении заморозки тарифов отреагировали крайне негативно, так как данная мера на развитии именно этой компании отразится сильнее всего.
Так, основные отрицательные последствия от данного решения правительства можно очертить следующим образом. Нет стабильной уверенности в том, что заморозка действительно окажет большой положительный эффект в развитии экономики. Никто не может дать гарантий в том, что впоследствии тарифы не пойдут на резкое повышение. Естественные монополии с большой долей вероятности после принятия подобной меры ограничат средства, направленные на развитие инфраструктуры и сократят персонал. Инвесторы же в свою очередь не досчитаются большой доли прибыли. Учитывая эти факторы, власти пошли на компромисс: было принято решение заморозить тарифы на 2014 год только для промышленных потребителей, для населения в 2014-2016 годах они будут индексированы на величину инфляции прошедшего года с понижающим коэффициентом 0.7.
Эта половинчатая мера по предположительным оценкам экспертов поможет монополиям сохранить часть своего дохода, а предприятиям сэкономить сотни миллиардов рублей и снизить стоимость продукции. Но говорить о стабильных положительных последствиях данного процесса пока еще рано. Большинство экономистов сходятся во мнении, что заморозка при краткосрочных перспективах принесет незначительный плюсовой эффект, а в долгосрочной — от нее можно ожидать только негативного эффекта.
Метки: Алексей Улюкаев, Андрей Круглов, Андрей Чибис, Антон Силуанов, Владимир Путин, естественные монополии, заморозка тарифов, Илья Долматов, инвестпрограммы, инфляция, коммунальные платежи, Олег Бударгин, повышение цен, рост ВВП
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: