По сообщению российского министра энергетики Николая Шульгинова, ТЭК России заметно изменился под влиянием пандемии, вопросы экологии производства энергии, стабильных поставок энергоресурсов и его стоимости, а также прогнозов потребления заняли ключевое место в мировой новостной повестке. На полях ЕАЭС он отметил то, как будет развиваться энергетика страны в условиях глобального энергоперехода, какую роль в этом процессе займет льготирование добычи, а также какие меры готовятся в РФ для развития торговли нефтью, газом и нефтепродуктами.
По словам чиновника, для сохранения сильных позиций на фоне глобальных изменений на мировом энергорынке РФ опирается на ряд основополагающих стратегических документов: Энергетическую стратегию России до 2035 года, Программу социально-экономического развития России и другие важные документы. Николай Шульгинов подчеркнул, что касательно Энергостратегии до 2035 года, одним из главных ее направлений является сотрудничество со странами СНГ и ЕАЭС, в частности, по линии развития общей биржевой торговли.
В интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль» он рассказал: «Так, планом мероприятий по формированию общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза предусмотрено принятие в 2023 году проекта правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами».
С его слов, в целом повышение ликвидности биржевых торгов остается одной из основных задач в рамках усовершенствования биржевого рынка нефтепродуктов.
Глава Минэнерго заявил: «Мы считаем, что помимо нормативных мер необходимо проводить комплексную работу с участниками рынка, к примеру, по расширению перечня биржевых инструментов, базисов отгрузки, запуску в обращение биржевых опционов на нефтепродукты, по привлечению брокеров, по совершенствованию системы исполнения поставочных фьючерсных контрактов, механизма ответственности за поставку и в случае не поставки по сделке для покупателей и продавцов».
Говоря о дальнейшей энергетической политике на внутреннем рынке, он отметил важную роль стимулирования добычи полезных ископаемых, в частности, нефти.
Министр уточнил: «По итогам 2021 года добыча нефти ожидается примерно на уровне 506 млн тонн. Считаю, что для поддержания текущего наращивания добычи нам необходимо продолжать разработку новых стимулов для нефтяных компаний в части добычи тех категорий запасов, которые являются на сегодняшний день нерентабельными. Таким образом, это не приведет к выпадающим доходам бюджета и вовлечет в разработку новые категории запасов. Например, в качестве более фундаментальных мер рассматривается расширение периметра участков недр, попадающих по НДД, которые расположены в Западной Сибири».
Он указал, что еще одним важным фактором влияния на нефтегазовую отрасль постепенно становится климатическая повестка: «Мы видим эволюцию энергобаланса и вероятное снижение доли углеводородов в будущем, однако мы также видим достаточно места на рынке для конкурентоспособных производителей — к каковым мы и относимся. Рента будет падать в связи с обостряющейся конкуренцией, но даже при условии падения доли углеводородов до 60-65% через 25 лет с текущих 82-85%, рынок будет достаточно емким. Наша задача — создать условия для разработки недр в новых реалиях, сделать эту разработку более чистой».
Он рассказал, что для исполнения поставленных задач, компании страны реализуют ряд важных стратегических мер: «В качестве основных мер по сокращению выбросов парниковых газов в газовой отрасли рассматривается совершенствование способов предотвращения и ликвидации утечек метана с применением инновационных технологий: беспилотных летательных аппаратов, лазерных и тепловизионных приборов сканирования, ультразвуковых детекторов. Также планируем снизить выбросы при транспортировке природного газа на 3,8 % к 2024 году относительно уровня 2018 года. Например, по данным ПАО «Газпром», в настоящее время за счет реализации мероприятий по энергосбережению и внедрению инноваций только общие выбросы парниковых газов компании в 2020 году сократились на 14% по сравнению с 2019 годом. Параллельно идет работа над повышением доли использования попутного нефтяного газа и доведения коэффициента его полезного использования до 95% к 2035 году. К настоящему времени удалось добиться существенного снижения доли сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа (ПНГ) и увеличить коэффициент его использования в среднем по России с 75,5% в 2011 году до 82,6% в 2020 году».
При этом, в снижении углеродного следа участвуют и объекты генерации — начиная с 2010 года выбросы парниковых газов от деятельности тепловых электростанций снижены на 14,8 % или на 81,4 млн т СО2-эквивалента. Глава Минэнерго подчеркнул, что РФ не может игнорировать глобальный тренд энергоперехода и со своей стороны делает все, чтобы развиваться с учетом общемировых тенденций.
Он заявил: «Мы принимаем во внимание это направление при определении стратегических приоритетов государственной экологической и энергетической политики. Энергобаланс страны уже сейчас можно назвать достаточно «зеленым»: существенную долю занимает производство электроэнергии с использованием объектов гидрогенерации, атомной энергетики и на основе природного газа. Но вместе с решением климатических задач необходимо помнить, что приоритет – это бесперебойное обеспечение экономики и населения доступными энергоресурсами».
Метки: ЕАЭС, Николай Шульгинов, ТЭК России
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: