На прошлой неделе мировую общественность всколыхнула новость, пришедшая из Вены. Она даже на время вытеснила с первых полос газет и страниц сайтов события в Украине, хотя косвенно и касается этой страны. В столице Австрии по запросу ФБР федеральной полицией и силами подразделения COBRA был арестован один из самых влиятельных, богатых и загадочных бизнесменов Украины — Дмитрий Фирташ.
Австрийская криминальная полиция заявляет, что его арест никоим образом не связан с украинскими событиями. Его обвиняют во взяточничестве и организации преступного сообщества по делу, которое ведется американцами еще с 2006 года после одного инвестиционного проекта в Индии. Но тот факт, что это событие произошло в самый пик обострения отношений между Украиной и Россией, заставляет и прессу, и все мировые политические и деловые круги бурно обсуждать причины ареста Фирташа.
48-летний бизнесмен, состояние которого оценивают в 3,3 млрд долларов, сегодня четвертый в рейтинге самых богатых и влиятельных людей Украины. Являясь еще и медиамагнатом, сам он до недавнего времени оставался темной лошадкой и весьма загадочной фигурой для общества, крайне редко идя на контакт с журналистами. Но события недавнего газового конфликта Украины с Россией все же заставили его выйти из тени. В то время интерес к его персоне был раскален до предела, и свое объяснение событий ему представить все же пришлось, так как именно Фирташ являлся одним из владельцев скандально известной компании «РосУкрэнерго», контролировавшей до недавнего времени большую часть украинского газового баланса.
Дмитрий Фирташ родился 2 мая 1965 года в селе Богдановка Тернопольской области. Отец был водителем и преподавателем в автошколе, мать, получив ветеринарное и экономическое образования, занимала должность бухгалтера животноводческой фермы, а после – сахарного завода. Чтобы обеспечить себя, семье приходилось много работать. Дополнительным заработком стало выращивание томатов в теплицах. На земле в то время подолгу приходилось трудиться и нынешнему миллиардеру.
После школы Фирташ учился в Краснолиманском железнодорожном профтехучилище. Потом, как сообщает его официальная биография, окончил Национальную академию внутренних дел Украины. Хотя, как в свое время отмечала украинская пресса, нигде вы не найдете ни даты поступления, ни даты окончания Фирташем этого заведения.
С 1984 по 1986 год Дмитрий Васильевич нес службу в армейских рядах, во время которой был награжден бронзовой медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» и орденом «Знак почета». После армии Фирташ активно начал заниматься бизнесом, и, надо сказать, весьма успешно. Дела его пошли в гору очень стремительно. Сначала в Черновцах, а затем в Москве он основал собственное дело в сфере торговли, а в 1993 году им были налажены торговые связи со среднеазиатским регионом в виде поставок продовольственных продуктов в обмен на природный газ.
В 2002 году Фирташ создает компанию EuralTransGas, которая смогла заключить эксклюзивные контракты поставок туркменского газа в Украину. Он приобрел химические предприятия «Нитроферт» в Эстонии и «Таджик Азот» в Таджикистане, занимающиеся производством минеральных удобрений. Чтобы развивать газовый и энергетический бизнес, в 2003 году в Венгрии Фирташ основывает компанию Emfesz, которая впоследствии получила лицензию на продажу газа полякам. В это же время он становится акционером одного из крупнейших производителей украинских азотных удобрений — ОАО “Ривнеазот”. В 2004 украинским бизнесменом и российским «Газпромом» с целью реализации газа в Украине и ЕС, создается компания “РосУкрЭнерго” Теперь Украина покупала газ не у «Газпрома», а у компании Фирташа, которая выступала своеобразным посредником.
На вопросы по поводу столь стремительного успеха в бизнесе, и по поводу того, как ему удалось стать партнером российского газового гиганта, Фирташ отвечает просто: «я оказался в нужное время и в нужном месте».
Именно в связи с “РосУкрЭнерго” имя Фирташа впервые попало на первые полосы ведущих мировых газет. А если быть более точным, то в связи с событиями газового конфликта между Россией и Украиной и «войной» олигарха с бывшим премьером Украины Юлией Тимошенко по этому поводу.
Вот как объяснил необходимость создания “РосУкрЭнерго” сам газовый олигарх: «В 2009-2010 годах скандалы вокруг газовой ситуации показали, что государства не готовы договариваться друг с другом. У каждого была разная идеология, разные задачи, а мы очень хорошо вписывались в ситуацию. RosUkrEnergo (RUE) создавалась как инвестиционная компания. Вы спросите, зачем? Смотрите: после EuralTransGas (ETG) я уже понимал все проблемы — и узбекские, и туркменские, и казахские, и газпромовские, и украинские. Например, у нас были обязательства перед Туркменистаном — обеспечить им увеличение поставок газа с тогдашних 34 млрд куб. м. Поэтому мы подписали контракт, что выйдем через определенное время на 50 млрд куб. м. Для этого нужно было расширять транспортную систему в Узбекистане, но узбеки говорили: «Ребята, вам надо — вы вкладывайте, у нас нет денег». «Газпрому» нужны были западно-украинские ПХГ и расширение газопровода Богородчаны — Ужгород, чтобы организовать спотовую торговлю в Европе. Вот я и помогал всем им».
Заработок “РосУкрЭнерго” составляла разница цен среднеазиатского и российского газа. Украина при данном раскладе оставалась в выигрыше, потому что за счет продаж странам ЕС, для которых цены были намного выше, украинской стороне газ продавался дешевле. «Логика была простая, и никакого лукавства там нет. Поддерживая низкие цены на газ в Украине, мы продотировали ее экономику на несколько миллиардов долларов», — комментирует ситуацию сам Фирташ.
Юлия Тимошенко еще в 2005 году заявляла о том, что существование такой структуры, как “РосУкрЭнерго” недопустимо, и всячески старалась ее ликвидировать. А в ноябре 2008 года от президента России поступило заявление о том, что Украина должна РФ за газ $2,4 млрд. Тогдашний президент Украины Виктор Ющенко с этим долгом согласился, сказав, что в его образовании виноват Кабинет министров Украины. Тимошенко в свою очередь парировала, что это не долг Украины, а долг “РосУкрЭнерго”. Фирташ в свою очередь доказывал то, что РУЭ просто не могла не рассчитаться, потому что деньги, которые получала компания, автоматически перечислялись «Газпрому».
«RosUkrEnergo делает простую вещь – получает деньги и сразу платит. Есть только три платежа, которые выплачивает компания: плата за транспорт, покупка газа, налоги – это все. И раз в год выплачиваются дивиденды. В конце марта – собрание акционеров. После этого, когда мы получаем годовой аудит, все закончено – в мае идет распределение дивидендов», — объяснил он. «НАК в конце апреля заплатила деньги, а в основном за год оказалась должна $2-2,5 млрд. Вдумайтесь в эту цифру. Знаете, на ком все эти кредиты висели? На RosUkrEnergo. «Газпром» не брал этих кредитов – мы рассчитывались с ним вовремя. Нам «Газпром» без денег газ не давал. Мы шли в банки, брали кредиты, платили за них проценты и рассчитывались с «Газпромом», — пожаловался Дмитрий Фирташ.
Но Тимошенко была непреклонна, основную причину газового кризиса она видела в нежелании «теневой структуры РосУкрэнерго» потерять возможность для «коррупционной посреднической деятельности». Премьер считала своим долгом разобраться с коррупцией в газовом секторе и организовать прямые прозрачные поставки. «Я, если это позволительно, очень рекомендую своим коллегам — премьер-министрам этих стран — отойти от посреднической компании «РосУкрЭнерго». Всегда лучше иметь отношения с тем, кто сам добывает газ. Я уверена, что пережитый нами кризис, потрясший и Украину, и Россию, и Европу, в основе своей природы имел коррупционное посредничество. Ибо вталкивание посредника привело к разрушению стабильных и предсказуемых отношений между странами на газовом рынке, и эти надежные отношения были в 2006 г принесены в жертву высоким украинским политикам, которые обеспечивали работу коррупционной схемы и спонсировались теневыми деньгами», — заявляла Тимошенко. Она обвинила компанию в саботаже всех переговоров с Россией по газовым вопросам, а президента Ющенко в пособничестве коррупционным схемам.
Фирташ видел свою причину в столь яростном противодействии премьера: «Все это время она работала только на Россию. Я думаю, что это она отрабатывала долги, возникшие у ее газовой компании из-за бартерных схем, по которым она в середине 1990-х годов рассчитывалась с «Газпромом» поставками стройматериалов российскому Минобороны. Я задаю себе вопрос: неужели украинцы такие дураки, что отказались от газа по $50 за тысячу кубометров и стали покупать по $300? Или Тимошенко такая глупая? Нет. Значит, что-то заставило ее это сделать. Сразу после подписания газовых контрактов в России закрыли уголовное дело против нее, убрали ее из розыска Интерпола и списали ей долги. А Украина взяла $16 млрд. кредита МВФ и практически все эти деньги отдала «Газпрому».
Президент России в связи с происходящим заявлял следующее: «Я считаю, что мы с нашими украинскими партнёрами можем торговать без всяких посредников, особенно без посредников, вызывающих большие сомнения у украинской общественности, да и не только украинской». По его словам, не секрет, что на участие известного посредника достаточно жестко настаивала украинская сторона. «Какова будет её позиция в этой ситуации, я не знаю. Проблема заключается в том, что некоторые участники переговоров отстаивали необходимость сохранения посредников и ссылались на инструкции, полученные наверху. А другая часть переговорщиков говорила, что эти посредники — абсолютное зло, которое подлежит безусловному и немедленному истреблению. Наша позиция проста — нам посредники не нужны. Даже в рамках соответствующей компании российская сторона, как вы знаете, была представлена крупнейшим газовым концерном».
Ситуация изменилась с приходом к власти Виктора Януковича. Многие СМИ писали, что именно от Фирташа он получил большую финансовую поддержку на выборах. В это время прошел Стокгольмский арбитражный суд, который постановил украинскому государственному «Нафтогазу» вернуть РУЭ 11 млрд. кубометров газа, которые ранее в ходе конфликта были изъяты из собственности компании. Общие потери «Нафтогаза» и государства в связи с данными событиями составили $5,4 млрд. Но подписанное между странами в период кризиса соглашение о торговле без посредников все же заставило «РосУкрэнерго» покинуть газовый рынок Украины.
Это один из самых громких эпизодов в жизни Дмитрия Фирташа, и лишь малая часть его общей огромной деятельности. Сегодня он является президентом международной группы компаний «Group DF», владельцем активов предприятий Украины, России, Венгрии, Туркменистана, Великобритании, Швейцарии, Эстонии. Он – ведущий инвестор в отрасли энергетики и химической промышленности Центральной и Восточной Европы. Компании Фирташа производят почти 3% мирового производства азотных удобрений. В 2010 году состав Group DF пополнил ОАО Концерн Стирол. Имея в своем распоряжении огромное количество предприятий азотных удобрений, и, контролируя 80% внутреннего производства минудобрений, Дмитрий Васильевич в этой сфере стремится к монополии. Он уже заявил о необходимости создания консолидированного рынка химии.
В то же время, пытаясь навести тотальный контроль на газовом рынке Украины, миллиардер скупил большинство акций облгазов. Только за 2 месяца 2012 года «Газтек», принадлежащая Фирташу, выкупила у государства доли 13 газопоставляющих компаний на сумму 326 млн. грн.
Олигарх реализует масштабные проекты и в нефтехимическом производстве Украины, куда в течение нескольких ближайших лет он планирует инвестировать около 3 млрд. долларов. Большое внимание он уделяет развитию титановой отрасли и увеличению своей доли в этом деле. Главный актив Фирташа здесь – Крымтитан, который является крупнейшим производителем диоксида титана в странах Восточной Европы и обладает 70% украинского рынка двуокиси титана.
Одно из последних крупных приобретений Фирташа – группа каналов «Интер», на которую он потратил 2,5 млрд. долларов.
Бизнес-империя Фирташа растет фантастическими темпами. Например, в течение 2011 года его активы выросли в стоимости на 540%. А это можно назвать мировым рекордом, потому что стоимость активов, например, компаний Facebook, которая считается одной из стремительно развивающихся, выросла за год только на 247%.
Следует отметить, что в политике олигарх занимал позицию наблюдателя. На выборах балатировался только один раз в 2002 году от партии «Женщины за будущее». Позже выступал в качестве неофициального советника Виктора Ющенко, считался приближенным к администрации Виктора Януковича.
В ноябре 2011 года Дмитрия Фирташа избрали председателем Федерации работодателей Украины. А в феврале 2012 он был назначен Януковичем на должность председателя Национального трехстороннего социально-экономического совета (НТСЭС).
Исходя из всего вышесказанного, эксперты в своих предположениях по поводу ареста Фирташа также расходятся. Андрей Окара, директор Центра восточноевропейских исследований утверждает следующее : «Фирташ был приближенным к «Газпрому». Я думаю, что арест Фирташа именно сейчас следует рассматривать в контексте обострения российско-западных отношений по поводу крымского кризиса. Это некоторый ответ Запада России и российским газовым интересам. За этим может вполне последовать персональные санкции против уже сугубо российских олигархов и приближенных к российской власти бывших чиновников ».
Есть предположения и о том, что арест миллионера все же связан именно со сменой власти в Украине. Вот что по этому поводу говорит Александр Кава, глава Центра политического и экономического анализа: «Если мы посмотрим на те события, которые произошли в Киеве за последние месяцы, то увидим, что особой волны критики в его адрес и в адрес его союзников не было. Основными коррупционерами называли аккурат не тех лиц, которые были аффилированы или связаны с группой Фирташа. То есть, все было направлено, в первую очередь, против Януковича и его ближайшего окружения. Хотя, со стороны Фирташа были люди на высоких должностях — как в администрации президента, так и в кабинете министров, но, почему-то, волна критики Майдана их не касалась. Дмитрий Фирташ является одним из спонсоров кандидата в президенты Виталия Кличко».
Сейчас Фирташ ожидает экстрадиции из Австрии. Местный суд, на время рассмотрения дела, назначил рекордный залог — в 125 млн евро, и запретил олигарху покидать пределы Австрии. О развитии событий пусть гадают эксперты, ясно только, что имя газового посредника еще долгое время не будет сходить с первых полос газет.
Метки: Gazprom, Австрия, Виктор Ющенко, газовый баланс, газовый бизнес, Дмитрий Фирташ, поставки газа, РосУкрэнерго, РУЭ, Украина, экстрадиция, Юлия Тимошенко
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: