В конце июня восемь российских нефтекомпаний (такие как ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НК «Альянс») получили от Федеральной антимонопольной службы письма, содержащие предупреждения относительно понижения цен на внутреннем рынке страны в соответствии с конъюнктурой рынка.
Цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке должны были понизиться до эффективного с экономической точки зрения уровня соответственно принципу равной эффективности поставок на внешний и внутренний рынок в ответ на изменение ставок экспортных пошлин и падения мировых цен.
Подобные письма по поводу необходимости снизить цены на нефтепродукты УФАС РФ нефтяным компаниям уже направляло в начале мая. Тогда большая часть нефтекомпаний сослалась на 2-х — 3-хнедельный разрыв между понижением net-back на горючее и ценами на внутреннем рынке.
Вместе с тем, исходя из данных информационно-аналитических агентств, а также других источников, в мае-июне была зафиксирована устойчивая премиальность внутригосударственного рынка в отношении мировых цен. Премия внутреннего рынка по бензину в настоящий момент составляет – 4000-6000 рублей/тн, а по дизтопливу — 1500-3000 рублей/тн.
В июне 2011-го г. котировки на бензин и дизтопливо на мировом рынке понизились на 17% и 12% соответственно против майских, а расчетная чистая цена (net back)- соответственно на 22% и 17%. При этом отмечено не более чем 2-3% снижение цен НПЗ на внутреннем рынке (на бензин марки АИ-95 цены даже выросли на 3%), а цены розничного сегмента и сегмента мелкого опта находятся в тренде роста.
Следовательно, ни принятие мер защиты цен внутреннего рынка (продолжения действия повышенных экспортных пошлин), ни тенденция к понижению мировой конъюнктуры на динамику цен на внутригосударственном рынке существенным образом не повлияли.
Необходимо подчеркнуть, что если в июне прошлого года вклад стоимости бензина на НПЗ в розничной цене составлял около 75-80%, розничная маржа достигала 13-16%, от дальнейшей реализации на нефтебазах – порядка 5-7%, то в июне 2011-го года в этом соотношении произошли изменения. А именно: НПЗ увеличили свою долю до 82-83%, розничная маржа понизилась до 7-8%, а мелкооптовый сегмент вырос до 9%.
Из этого следует, что величина цен на бензин и дизтопливо для потребителей обуславливается динамикой и уровнем цен в мелкооптовом и крупнооптовом сегментах, не имеющих оснований. Права и законные интересы потребителей горючего и независимых АЗС при этом нарушаются.
Сотрудники антимонопольной службы России считают необходимым обеспечение снижения оптовых цен на продукты нефтепереработки нефтекомпаниями соразмерно рыночным условиям. Пресс-служба ведомства сообщает о возможности возбуждения новых антимонопольных дел.
Метки: ФАС, цены на нефтепродукты
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: