Существенный УВ-потенциал шельфов Карского и Баренцева морей доказан открытием крупнейших месторождений газа и газоконденсата в их южных частях. На этом фоне увеличение запасов нефти кажется не настолько большим. Так или иначе, были установлены реальные предпосылки для прогноза крупного участка нефтенакопления на севере Баренцево-Карского бассейна — в части развития краевых поднятий. В первую очередь — мелкие глубины погружения нефтематеринских толщ, которые обеспечивают генерацию по большей части жидких УВ. Признаки неотектонической обстановки тоже более благоприятны для образования и сохранности нефтяных залежей. В общем же для подобных областей характерно развитие больших зон нефте — и битумонакопления, соединенных с латеральной миграцией УВ-флюидов из значительно погруженной части нефтегазоносных бассейнов. Подтверждением этому могут стать многочисленные геохимические данные, приобретенные в итоге исследования битумопроявлений на архипелаге Земля Франца-Иосифа и пробы донных отложений из окружающих его акваторий и внутренних проливов.
Изученные битумопроявления отличаются преобладанием вязких и твердых естественных битумов. Их содержание в данных породах, за исключением нефтематеринских, относительно незначительно (десятые доли проц.). Это указывает на миграцию по большей части жидких углеводородов из более глубоких горизонтов осадочного чехла, и на отсутствие больших поверхностных выделений, связанных с разрушением нефтяных залежей. Учитывая отмеченные предпосылки, исследуемые части, возможно, относятся к числу перспективных в отношении добычи нефти. По этой причине на данном этапе исследования севера Баренцево-Карского шельфа, крайне актуальным представляется выявление геохимических аномалий в местах развития ограниченных положительных структур.
В итоге геолого-геофизических работ, проводившихся в последние несколько лет в желобе Франц-Виктория, были выявлены данные, позволившие выделить большую валообразное устройство субмеридионального простирания, осложняющую желоб в южной его части. В связи с определением в отобранной здесь пробе пород с коренными отложениями низа ладинского яруса, было решено называть ее Ладинским поднятием.
По данным MOB ОГТ, Ладинское поднятие четко выражено в рельефе поверхности докембрийского фундамента. Линейные характеристики структуры составляют 110х(20-40) км. Контуры ее основания являются стратоизогипсой 3 км, а присводовая часть поднятия отмечена глубинами 1,5-1,7 км. В фанерозойском чехле Ладинское поднятие сохранила унаследованную форму, однако смотрится более пологим, в особенности в верхней части. Более того, на профилях MOB ОГТ, почти совпадающих с направлением с простирания Ладинского поднятия, ясно наблюдаются осложняющие его небольшие купольные структуры, размер которых составляет 10-20 км в поперечнике и амплитудой равной 0,4-0,6 километра.
Зондирование КМПВ зафиксировало в фанерозойской части Ладинского поднятия палеозойский и триасовый сейсмостратиграфические комплексы. В сравнении с восточной частью желоба Франц-Виктория, разрез апикальной части поднятия отличается резким сокращением мощности нижнетриасовых отложений и практически полным отсутствием верхнетриасовых.
Представление о донном рельефе в районе Ладинского поднятия дают профиля — 55 и 56, которые выполнены методом набортного профилирования, а также профиль эхолотного промера, который пересекает центральную часть поднятия в направлении субширот.
На фоне пологоволнистой, практически горизонтальной донной поверхности желоба Франц-Виктория, в районе Ладинского поднятия наблюдается резкое вздымание поверхности дна, в особенности неплохо прослеживающееся на профиле 55. Тут наблюдаются две между собой сопряженные положительные формы рельефа, ширина которых 2,5-3,0 км, вершины выступают над поверхностью дна на 35 и 75 метров. Микрорельеф данных возвышенностей зубчатый, неровный, высота отдельных элементов рельефа составляет от 3 до 5 м.
Так, поднятие, отчетливо наблюдаемое в кровле докембрийского фундамента и вырисовывающееся в вышележащих отложениях, фиксируется и в сегодняшнем рельефе дна.
Исследование донных осадков на Ладинском поднятии показало, что грунтовые колонками вскрыли верхнечетвертичные отложения, которые имеют двучленное строение, отражающее постледниковый и ледниковый этапы накопления осадков.
В пределах Ладинского поднятия наблюдается развитый терригенный тип осадков, по большей части представленные образованиями алевропелитового и пелитоалевритового состава.
Особенно нужно подчеркнуть грунтовую колонку станции на глубине 378 метров, имеющую длину 187 сантиметров. До 137сантиметров разрез данной колонки важно не выделяется от такового иных колонок данного района по вещественному составу, фиксируется только уменьшением мощностей отдельных горизонтов. Снизу разрез представлен темно-серыми глинами, плотность которых 1,6-1,7 г/см3 и влажность около 20%. Весь горизонт наполнен неокатанными обломками пород различных размеров. Всего насчитывается двадцать семь обломков пород. Их можно разделить на 3 группы.
К I-ой группе относятся уплощенные угловатые обломки, почти не имеющие следов окатанности от битуминозных аргиллитов. В шлифе неплохо видно, что порода состоит из тонкослоистой массы, выполненной минералами каолинитарной группы. Тонкослоистая текстура характеризуется наличием многочисленных линз ОВ, которое окрашивает породы в коричневый и бурый цвета, и прослоев. Эта слоистость крайне неплохо видна в шлифе. Линзы с ОВ и прослои, от темно-бурого до темного цвета, нередко широко пиритизированы, что неплохо наблюдается в отраженном свете. Кроме линз, пирит порой образует и большие овальные включения. Это видно на стенках трещин в виде пленочных выделений жидковязкого битума желтоватого цвета вроде мальты. Глинистая матрица породы отмечена некоторыми плохо окатанными угловатыми зернами терригенных минералов — полевых шпатов и кварца, и чешуйки слюды. Попадаются небольшие овальные включения кальцита, вероятнее всего, остракод. При крупных увеличениях, в шлифе можно видеть обломки магматических пород, неплохо представленные и окатанные сростками мелких кристаллов плагиоклаза и пироксена.
Ко II-ой группе относятся обломки базальтов, к III-ей — обломки осадочных пород. Как во II-й, так и в III-ей группе они тоже почти неокатанные.
В породах I-ой группы обломков были найдены остатки двустворчатых моллюсков. Они известны в ладинских отложениях Свальбарда на севере Сибири.
Основываясь на этих данных определений и принимая во внимание слабую окатанность обломков пород, найденных в приповерхностных условиях выделенного поднятия, можно сделать предположение о развитии отложений среднего триаса ладинского яруса.
Ранее проведенные исследования проб донных осадков на архипелаге Земля Франца-Иосифа были выявлены геохимические предпосылки для перспектив нефтегазоносности данного арктического региона. Существенный интерес являют единичные пробы, отобранные в разные годы в желобе Франц-Виктория. Так, в 2-х пробах донных осадков, со станций 43 и 44, установлено содержание пропилена и пропана, изобутана, н-бутана. 2 пробы, со станций 51 и 52 , были исследованы методами геохимического и микробиального анализов. Итоги изысканий показали существование в пробах УВ и пентанокисляющих бактерий, и УВ-газов, в частности метана, этилена, этана, и пропана.
Битуминологические черты указывают на принадлежность данных проб к нефтематеринским толщам, а содержащиеся в них битумоиды — к первично-миграционным битумам. В особенности ярко это проявил образец битуминозных аргиллитов, в которых содержится Cоpr и ХБА. В составе последнего большое содержание масла, что дает возможность отнести их к классу мальт. Также в шлифе отмечены битумы, выделяющиеся по стенкам трещин в виде жидко-вязкого вещества желтоватого цвета.
Метки: добыча нефти, нефть, ресурсы, шельф
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: