В Китае строят будущее на солнечной энергии

«Longi Green Energy Technology Co.» является крупнейшим в мире производителем солнечных пластин и крупнейшей в мире солнечной компанией по рыночной стоимости. По состоянию на конец прошлого года компания создала примерно 1 из каждых 4 пластин, производимых где-либо на планете, и с тех пор анонсировала не менее 5 проектов по расширению своих заводов или строительству новых. Несмотря на пандемию, которая может замедлить рост новых СЭС впервые за десятилетия, «Longi» ожидает, что ее производственные мощности к концу 2020 года увеличатся на ⅔ по сравнению с 2019 годом.

«Longi» и другие компании КНР, которые доминируют в солнечной энергетике — в совокупности контролируют не менее 60% мировых мощностей на каждом этапе цепочки поставок — играют в рискованную игру. Краткая история солнечной энергетики — это рассказ о повторяющихся подъемах и спадах, с резкими технологическими и политическими изменениями, делающими многомиллиардные инвестиции устаревшими. Сегодня лидеры отрасли снова и снова становятся заявителями о банкротстве.

В Китае делают ставку на то, что на этот раз все по-другому. Падение цен привело к тому, что солнечная энергия стала самым дешевым видом энергии в некоторых частях мира. Субсидии исчезают, поскольку они становятся более конкурентоспособными по сравнению с другими формами производства электроэнергии, делая спрос менее зависимым от политических решений. Достижения в области хранения энергии открывают заманчивую возможность: в ближайшем будущем солнечная энергия может заменить ископаемое топливо во многих местах.

Президент-миллиардер «Longi» Ли Чжэнго заявил: «Мы считаем, что рынок солнечной энергии сохранит тенденцию быстрого роста. Текущие мировые производственные мощности, включая «Longi», недостаточны для удовлетворения будущего спроса». Физик по образованию, он основал компанию в 2000 году, назвав ее в честь директора университета, который поразил Ли своей академической строгостью.

«Longi» восходит к тому времени, когда китайские производители солнечных батарей полагались в первую очередь на дешевую рабочую силу, чтобы подорвать позиции более авторитетных игроков из США и Европы. Эта стратегия может потерпеть крах при повышении заработной платы, как это произошло в Китае. Но, по словам Ли, «Longi» была сосредоточена на создании продукта, который мог бы конкурировать в долгосрочной перспективе.

Эта цель заставила компанию сделать важный выбор на раннем этапе. Есть 2 способа сделать блоки, из которых состоят солнечные пластины: путем охлаждения расплавленного кремния до одной однородной структуры или стимулирования его кристаллизации из разных точек. Первый подход, известный как монокристаллический, обеспечивает большую проводимость и эффективность. Но это дороже, чем мультикристаллические продукты, которые большинство производителей предпочитали в своих попытках конкурировать с производством дешевого ископаемого топлива.

Ли решил, что «Longi», которая в первые годы своего существования полагалась на другие компании, чтобы превратить свои пластины в ячейки и панели, сосредоточится на производстве моноблоков, даже если это будет означать потерю краткосрочных продаж менее дорогим производителям. Долгое время выбор был эксцентричным; еще в 2014 году моно составляли лишь 20% рынка. Но примерно в то же время Китай начал сильно субсидировать солнечные установки, спрос на турбонаддув и предоставил производителям стимул для конкуренции в технологиях, а не только в цене. По мере роста влияния «Longi» вертикально расширялась, и теперь она конкурирует практически во всех звеньях цепочки поставок. Аналитик BloombergNEF в Гонконге Яли Цзян отметил, что субсидии «перелили кровь в производственный сектор».

Теперь ясно, что ставка «Longi» окупилась. По оценке Ли, в 2020 году на моно будет приходиться 90% рынка, что помогло компании занять лидирующие позиции. Частично это объясняется тем, что по мере того, как затраты упали, планировщики стали уделять больше внимания превосходной эффективности моно. Это предпочтение отражено в рыночной капитализации «Longi» на Шанхайской фондовой бирже в $37 млрд, что на сегодняшний день является самым высоким показателем среди всех солнечных компаний. Ее успех, по словам Ли, был достигнут благодаря тому, что она на раннем этапе выбрала технологическую линию, придерживалась ее и «искала меры, чтобы быстро запустить ее в производство».

Какой бы доминирующей ни казалась «Longi», никто не может оставаться на вершине солнечной индустрии надолго. «Yingli Green Energy Holding Co.» еще в 2013 году была крупнейшим производителем солнечных панелей в мире, но агрессивные заимствования для финансирования нового производства в сочетании с резким падением цен на солнечное оборудование поставили компанию на грань краха. По словам Цзяна, в целом за последние 4 года около 180 производителей солнечных батарей покинули отрасль или обанкротились.

«Longi» пытается избежать их участи, не растягивая финансовые возможности. Ее удалось сдержать расходы на рабочую силу за счет повышения производительности труда, иногда за счет так называемых «зеленых» рабочих мест, которые политики в Китае и на Западе любят продвигать. На заводе по производству вафель недалеко от штаб-квартиры «Longi» в древней имперской столице Сиань для производства продукции на 350 МВт потребовалось около 1 тыс человек в 2010 году. Сегодня его производство эквивалентно 6 тыс МВт при таком же количестве сотрудников. На соседнем заводе по производству панелей, самом маленьком в компании, требуется всего около 100 рабочих для эксплуатации объекта размером с 10 баскетбольных площадок. Во время недавнего визита компания тестировала упаковочную систему, которая могла бы позволить ей избавиться от водителей вилочных погрузчиков и другого логистического персонала.

Сокращение затрат не может полностью нейтрализовать другую серьезную угрозу для солнечной энергетики Китая: политику. США и ЕС периодически с начала 2010-х годов нацеливали китайских производителей на антидемпинговые тарифы, утверждая, что субсидии позволяют им продавать продукцию ниже себестоимости. Торговая война между США и Китаем началась в 2018 году с введения пошлин на панели, а Индия, которая пытается уменьшить экономическое влияние своего гигантского соседа, недавно увеличила тарифы, срок действия которых истекал, на китайские солнечные батареи.

Тем не менее, солнечная промышленность Китая быстро растет. Согласно данным BloombergNEF, на конец 2019 года китайские фабрики по производству панелей имели годовую мощность 193 ГВт, что на 60% больше, чем было установлено во всем мире в том году. Планируемое расширение может увеличить эту общую сумму более чем наполовину.

Есть аргумент, что китайское лидерство в области солнечной энергетики в худшем случае благоприятно, а в лучшем случае является источником значительных инноваций. Сырье для производства панелей недорогое и в изобилии, и компаниям в таких странах, как Малайзия и Вьетнам, было бы легко открыть фабрики, если бы китайские производители подняли цены. Между тем тепличная атмосфера в промышленности Китая подтолкнула производителей к снижению затрат. Средняя цена панелей в расчете на ватт продукции с 2010 года упала на 91%.

Солнечные оптимисты полагают, что такие события могут поставить мир на грани перелома. Во многих местах производство электричества с помощью солнца сейчас значительно дешевле, чем с помощью угля или природного газа. При этом выбор места с солнечной погодой, а также дешевой землей и финансированием тоже очень помогает.

Также был достигнут значительный прогресс в решении самой большой проблемы технологии: она может производить электричество только тогда, когда нет солнца. Когда солнечная энергия была в первую очередь дополнением к традиционным электростанциям, это не было серьезной проблемой, потому что спрос на электроэнергию имеет тенденцию к пику в дневное время. Но это становится серьезным ограничением по мере установки большего количества панелей, создавая излишки в дневное время, которые бесполезны в ночное время. Инженеры совершенствуют огромный спектр технологий хранения, от улучшенных аккумуляторов до систем «гидроаккумуляции», которые используют солнечное электричество для подачи воды вверх в дневное время, при необходимости выпуская ее через турбины.

Ни один из них еще не стал революционным решением, но Ли оптимистично относится к батареям и ожидает, что сочетание генерации в реальном времени и хранения будет достаточно для круглосуточной замены ископаемого топлива, по крайней мере, в некоторых местах в течение десятилетия. Он прогнозирует, что спрос на солнечные установки утроится к 2025 году, до 300 ГВт в год, прежде чем достигнет 1 тыс ГВт в 2030 году. Однако эти прогнозы крайне оптимистичны: BloombergNEF ожидает, что к 2030 году показатель будет ближе к 200 ГВт в год.

Ли подчеркнул, что какими бы ни были темпы роста, экономика солнечного рынка «значительно улучшилась за последнее десятилетие». Теперь «энергия станет более электрифицированной, а электричество — чище».

Метки: , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2024 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

Перепечатка материала с сайта без разрешения Редакции запрещена. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования