Ухудшение экологической ситуации, ограниченное количество природных ископаемых источников энергии, труднодоступность разработки новых месторождений, постоянное удорожание энергоносителей делает использование сжиженного газа весьма популярным в последнее время. Многие страны мира уже несколько десятилетий применяют его в хозяйстве и промышленности. Этот газ обладает высокой теплотворной способностью, экологичностью сгорания, он удобен при хранении и транспортировке в сжиженном виде. Мы можем перерабатывать сжиженный газ, чтобы получить синтетическую продукцию. Все обозначенные характеристики делают возможным использование СУГ в различных направлениях. Он может быть источником тепла, сырьем для нефтехимического производства, применяться в качестве моторного топлива.
СУГ – это легкие углеводороды, находящиеся в жидком состоянии при условиях небольшого избыточного давления и нормальной температуры. Его считают побочным продуктом нефтепереработки. Основные компоненты СУГ – пропан, бутан и пропилен, также тут может содержаться небольшое количество метана, этана, этилена и некоторых других газов.
За несколько последних десятилетий использование углеводородного газа увеличилось со 150 млн. тонн в 1990 году, до более 200 млн. тонн в настоящее время. Основной процент прироста произошел в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. А страны, у которых инфраструктура развита давно, потребление СУГ не увеличили, но оставили стабильным. 90-е годы характеризовались повышенным мировым спросом на сжиженный нефтяной газ, который был в значительной степени больше объемов производства, а также в 2 раза опережал аналогичные показатели для нефти. В настоящее время Россия производит более 14 миллионов тонн СУГ в год, и большую часть из них использует на собственные нужды. Спрос на углеводородный газ в мире неуклонно растет, предполагается, что его потребление к 2020 году будет оцениваться в 300 млн. тонн в год. Ведущую роль в этой сфере по-прежнему играют страны Азии.
На сегодняшний день можно выделить четыре основные сферы применения СУГ – в коммунальном и промышленном секторах, транспорте и нефтехимии. Рассмотрим каждый из них более детально.
Что касается коммунального сектора, то здесь использование СУГ наиболее распространено в Азиатских странах – на его долю приходится почти 65%. Но степень потребления сжиженного газа зависит от особенностей той или иной страны. Вкратце факторы, которые определяют объем роста использования можно очертить следующим образом:
— объективная потребность определенного сектора;
— наличие в секторе технологий на базе другого топлива;
— параметры надежности поставок и стабильности рынка сжиженного газа;
— степень развития инфраструктуры, в которой могут быть организованы хранение и транспортировка СУГ, обеспечение сервиса систем, работающих на этом газе.
Почти половина объема расходуемого в мире сжиженного газа используется в коммунально-бытовом секторе. Разнообразные системы газификации на пропан-бутане обслуживают большое количество различных потребителей. Спектр этот весьма широк: приготовление пищи в небольших частных домах, генерация тепла в крупных поселках, больших коммерческих объектах. Величина спроса на СУГ здесь зависит от территориальных и климатических особенностей страны, величины площадей, которые не охвачены магистральными газопроводами, цен на другие источники тепла. Больше всего СУГ в коммунальной сфере потребляют страны Азии и Восточной Европы. Например, в Польше эта цифра приближается к 60%. А США и Западная Европа находятся на относительно невысоком уровне – всего 25-30%. В России на коммунально – бытовые нужды используется 19-20% от общего объема сжиженного газа.
На нужды нефтехимического сектора приходится четверть от общего мирового потребления СУГ. Это сектор характеризуется большим темпом роста и повышенным спросом, базирующимся в регионах с высоким индустриальным развитием. Так, США на нефтехимическую промышленность расходует почти 50% от всего потребления углеводородного газа, Западная Европа – 24%, а вот Азия – только 7%, несмотря на то, что здесь расположены крупные потребители СУГ, такие как Япония и Южная Корея, а также большие предприятия нефтехимической переработки сжиженного газа.
В качестве топлива данный вид газа используют промышленные предприятия в своих системах отопления. С СУГ в этой сфере конкурируют дизельное топливо, мазут и природный газ. Но преимущество пропан-бутана в том, что он более энергоэффективен, экологичен и удобен в хранении. Фактором, сдерживающим более широкое распространение сжиженного газа в данном секторе, является его высокая цена по сравнению с вышеперечисленными видами топлива. Общемировая доля в промышленной отрасли составляет 12,5%. Что касается России, то здесь нефтехимическая промышленность – самый крупный сектор потребления СУГ. Почти половина от общего объема сжиженного нефтяного газа используется именно этой сфере. Несмотря на то, то отрасль является самой быстроразвивающейся, в ней существует ряд проблем, которые тормозят показатели роста. Одна из главных — дефицит инвестиций. В последние годы в нашей стране растет интерес к использованию СУГ в качестве резервного топлива на предприятиях.
Перспективная сфера для сжиженного газа – автотранспорт. Дешевая и легкодобываемая нефть скоро закончится, острыми становятся вопросы загрязнения окружающей среды автомобильными выхлопами. Ситуация усугубляется увеличением количества автомобилей. Поэтому поиск альтернативных видов моторного топлива и перевод на него автотранспорт актуален как никогда. В качестве решения проблемы выдвигалось использование метанола, биогаза, синтетического бензина, в конце концов – производство гибридных и электрических авто. Но реальным выходом из ситуации может быть только использование сжиженного углеводородного газа или сжиженного природного газа. В России при решении проблемы поиска альтернативного вида топлива нужно учитывать следующие факторы:
— темпы прироста автотранспорта более 5% в год. Обеспечить объемы автопарка такого количества нефтяным топливом в обозримом будущем станет невозможным без разработки трудных месторождений с большой себестоимостью продукта;
— большая часть отечественных автомобилей не удовлетворяют экологическим характеристикам двигателей
— рынок моторного топлива насыщен бензином низкого качества, которое не может соответствовать нормам международных экологических стандартов по выбросам вредных веществ в атмосферу. Производить бензин с повышенными экологическими характеристиками экономически невыгодно, так как на это требуются дорогие технологии переработки нефти. В итоге повысятся цены на бензин;
— для улучшения экологической обстановки, которая сложилась в России, требуются срочные и комплексные меры по уменьшению нагрузки на окружающую среду, создаваемую автомобильным транспортом. Один из способов решения проблемы – использование газомоторного топлива.
Следует учитывать тот факт, что сырьем для выработки сжиженного газа может выступать попутный нефтяной газ. В этом случае у России есть большие возможности для развития отрасли газомоторного топлива, потому что мы располагаем огромными ресурсами для распространения и развития отрасли производства СУГ. Российские запасы ПНГ составляют по оценкам экспертов более 2 трлн. метров кубических, а пропан-бутан на рынке моторного топлива является достойным конкурентом по цене с автомобильным бензином. На газ уже перевели более четверти транспорта.
Производство СУГ в России с 2008 по 2013 год находится на линии устойчивого роста: с 2008 года оно выросло на 30,2% и составило 14,8 млн. тонн. Основная доля предложения сжиженного газа приходится на производство – 92%, импорт составил – 0,3% от предложения – 42,4 тыс. тонн. До 2012 год наша страна являлась основным экспортером СУГ. Но в 2011 году экспорт остановился на отметке 2,2 млн. тонн, в 2012 сократился и составил 2,1 млн. тонн.
Некоторые эксперты делают предположения, что у России существует риск потери лидирующих позиций на мировом рынке СУГ. На роль нового лидера выдвигаются США, которые получают огромное количество СУГ из сланцев. Но, тем не менее, российские возможности развития отрасли сжиженного газа имеют большие перспективы в условиях дефицита ископаемых энергетических ресурсов
Метки: бутан, коммунально-бытовой сектор, нефтехимический сектор, попутный нефтяной газ, пропан, сжиженный углеводородный газ, топливо
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: