Рабочая неделя 23 – 27 июля 2012 г. ознаменовалась для энергоотрасли России «тихим» скандалом вокруг нефтекомпании ТНК-BP. Скандалом – потому что к этому моменту британский держатель акций BP объявил о выходе из объединенной компании по причине «корпоративного конфликта». Возможно, не последнюю роль в этом сыграл уход Михаила Фридмана – хотя каких-либо конкретных данных, указывающих на это обстоятельство, нет. «Тихим» — потому что, несмотря на обилие информационных поводов, до сих пор не прозвучало ни одного обвинения и не было брошено провокационных фраз.
Кроме, пожалуй, одной.
Напомним, что после сделанного BP заявления консорциум AAR (Access Industries, «Альфа-групп», «Ренова»), владеющий вместе с британцами 50% ТНК-BP, был готов выкупить двадцатипятипроцентную долю BP – или, как вариант, поменять свою часть акций на акции британцев. Такое решение казалось вполне логичным и, что важнее – реальным. Однако в дело совершенно неожиданно вмешалась «Роснефть».
Руководимая Игорем Сечиным государственная нефтяная компания во вторник 24.07.2012 г. объявила о желании приобрести долю BP в составе ТНК-BP. Уже на следующий день (25.07.2012 г.) официальные представители AАR выступили с заявлением, согласно которому консорциум считает не только приемлемым, но и полезным вхождение капитала «Роснефти» в состав ТНК-BP, так как это могло бы «повысить капитализацию» компании. Фактически – о чем не преминули сообщить бизнес-аналитики – AAR отказался от своих приоритетных прав на выкуп доли BP.
А на следующий день, 26-го июля, журналисты беседовали с Виктором Вексельбергом, хозяином входящей в AAR «Реновы» и президентом фонда «Сколково», с 2009-го года занимающим в ТНК-BP пост исполнительного директора. На вопрос, рассматривает ли он впоследствии возможность продажи своих 12.5% акций в пакете ТНК-BP, Вексельберг ответил вполне конкретно: «Нет, не рассматриваю».
Дав таким образом понять, что, несмотря на высокий статус «Роснефти», он не намерен уступать своего влияния в ТНК-BP, Виктор Вексельберг, возможно, породил потенциальный конфликт – первый настоящий в истории, разворачивающейся сейчас вокруг ТНК-BP. Ведь «Роснефть», о чем уже сейчас поговаривают отраслевые эксперты, вполне может не остановиться на достигнутом и пожелать расширить свое присутствие в компании. Заявление Вексельберга можно, с одной стороны, расценить как потенциально негативное. С другой стороны, управление ТНК-BP по принципу «50 на 50» многие аналитики считают неподходящим для этой компании, и, вероятно, присутствие Вексельберга как своеобразной третьей силы пойдет в данном случае на пользу. Наконец, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что Standard & Poor’s (международная служба кредитных рейтингов) объявила в тот же день, 26.07.2012 г., о том, что «Роснефть» помещена в список CreditWatch с негативным прогнозом по долгосрочным кредитным рейтингам — именно из-за намерения купить долю BP в ТНК-BP. По мнению Standard & Poor’s, если Роснефть приобретет этот пакет акций, её профиль финансовых рисков может сильно ухудшиться. «Оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) будет подвержена негативному влиянию, — говорится в заявлении Standard & Poor’s — и, таким образом, уровень рейтинга компании будет снижаться и в дальнейшем».
Принимал ли во внимание такие факторы Виктор Вексельберг, когда делал свое заявление, неизвестно. Но — по крайней мере, сейчас — определенно известно, что 12.5% акций ТНК-ВР точно останутся в его руках.
Метки: 2012 г., AАR, BP, TNK-BP, Виктор Вексельберг, новости нефтегазовой отрасли, новости энергетики 2012, Роснефть
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: