В 19-м веке основным средством передвижения пассажиров и перевозки грузов были лошади, а наши предки даже не представляли, как может изменить эту тенденцию появление альтернативных ресурсов. Вскоре лошадей заменили автомобили, а про конный экипаж, как средство передвижения забыли вообще. Что-то подобное происходит и в современном мире. На смену «рабочей лошадке» — бензину, совсем скоро может прийти другой ресурс. И главным претендентом на это место является газ.
Вообще, газ, как моторное топливо, начали использовать достаточно давно – 150 лет назад. В это время бельгийцем Этьеном Ленуаром был создан двигатель внутреннего сгорания, который работал на светильном газе. Большого распространения в то время это топливо не получило, возможно потому, что совсем скоро объемы добычи нефти значительно увеличились, стоимость ее снизилась, а также были созданы более совершенные двигатели на бензине. К газу, как альтернативному виду топлива, снова обратились уже в начале 20-го века.
В России он стал актуальным в 30-е годы. В это время бурно развивалась промышленность, добываемой нефти не хватало для обеспечения ее работы. В сложившейся ситуации правительство дало распоряжение о переводе части транспорта на газ. Соответственно – выпускалась необходимая техника, открывались заправки, разрабатывались газовые двигатели. На реализацию этих планов негативно повлияла ВОВ, но от программы не отказались, и уже в послевоенное время с конвейеров сошли 40 тыс. автомобилей на газу. В 80-е годы в эксплуатацию были введены 500 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, на газ перевели полмиллиона машин. 90-е годы затормозили развитии отрасли: из-за приватизации исчезли крупные автохозяйства, большая доля муниципального транспорта стала частным достоянием. С 1998 года спрос на газ увеличивается, рынок газомоторного топлива снова начинает развиваться.
Сегодня количество техники в мире, работающей на газе быстрыми темпами растет. Эксперты подсчитали, что эта цифра превышает 13 миллионов. По прогнозам Международного газового союза, число автомобилей, работающих на метане, к 2020 году составит 50 млн. единиц, а в 2030 году их будет уже 100 млн. В среднем, каждый год парк такой техники в мире увеличивается на 26%. Большие достижения в данной отрасли наблюдаются у Ирана, Пакистана, Аргентины, Индии, Бразилии, Италии, Турции и Польши. России в этой цепочке досталось 20 место. Хотя у страны есть отличные шансы стать мировым лидером в сфере использования газомоторного топлива, ведь ей принадлежит пятая часть всех запасов газа на планете. В цифровом эквиваленте – это 23%. Но на деле на переработку пока идет только 9%.
Следует отметить, что в мире, а также и в России, существуют две разновидности газового топлива – это «СУГ» (сжиженный углеводородный газ) и КПГ (компримированный природный газ.) Первый – это смесь пропана и бутана, продукт переработки попутного нефтяного газа. Второй – метан, которым в своих домах пользуют миллионы россиян. По цене они приблизительно одинаковы, но метан обладает большими характеристиками безопасности, потому что он легче воздуха и менее токсичен. Он не может скапливаться в различных полостях авто и тем самым исключается возможность взрыва. Эксперты сходятся во мнении, что будущее все-таки за метаном еще и по той причине, что СУГ – слишком ценное сырье для использования его в качестве автомобильного топлива
В чем же плюсы и минусы использования газомоторного топлива, и почему мировые эксперты приходят к однозначным выводам о том, что газ – топливо будущего? Первое важное преимущество газа перед другими видами топлива то, что он из них самый экологичный. 50-90% загрязнений воздуха крупных городов – это выбросы автотранспорта. Параметры ограничения токсичности выбросов постоянно возрастают. Газомоторное топливо уменьшает выбросы парникового газа на 13%, оксидов азота – на 15%, вообще исключает выбросы свинца и в 8-10 раз уменьшает дымность отработанных газов. Второе очевидное и неоспоримое преимущество газа – его экономичность. Он стоит гораздо дешевле бензина, а также — увеличивает срок службы двигателя и сокращает расходы на ТО автомобиля. При использовании газа затраты на топливо могут уменьшиться в 2-3 раза. При правильной эксплуатации и квалифицированной установке газового оборудования для автомобиля появляются и другие очевидные преимущества.
1. Изменение конструкции автомобиля при использовании газа совершенно не требуется. Риски остаться без движения при поломке в системе питания – нулевые, потому что существует возможность переключения с бензина на газ и наоборот. Это возможно сделать из салона, не прерывая движение.
2. Газ относится к высококачественному топливу. Его октановое число – 105. Детонация не может возникнуть ни в одном из режимов работы двигателя, что снижает нагрузку на определенные детали.
3. Газомоторное топливо продлевает срок службы двигательной системы авто на 30-40%.
4. Амортизация газового оборудования минимальна. Ремонтный период замены расходных запчастей — 5 лет.
Но ничего идеального нет, и в каждом деле можно отметить минусы. Так ситуация обстоит и с газобаллонным оборудованием.
- Стоимость переоборудования на газ может варьироваться от 30 до 100 тыс.рублей, что даже при низкой цене на топливо окупится только при большом пробеге авто.
- Масса автомобиля увеличивается на 30-40 кг, при этом баллон занимает немалое дополнительное место в багажнике.
- Пуск холодного двигателя затрудняется.
- Разгонная динамика теряется на 5-8%, а мощность на 10-15%.
- Необходимость обслуживания дополнительной системы питания.
- Расход газа на 15-30% больше, чем бензина.
- При переоборудовании авто на газ снимается дилерская гарантия.
- Небольшое количество в России автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Ситуация с газовыми заправками вообще представляет собой замкнутый круг. Для того, чтобы увеличить спрос на автомобили на газомоторном топливе соответствующие заправки должны быть в такой же мере доступны, как и заправочные станции с бензином. Но покупать дополнительное газовое оборудование станции не спешат, потому что это требует больших вложений, которые быстро могут окупиться только при большом количестве техники, использующей газомоторное топливо.
Но, тем не менее, мировой опыт показывает, что минусы использования газа, как топлива совершенно несущественны перед очевидными выгодами. Вредные выбросы автомобильного топлива в атмосферу в России – 14 миллионов тонн. Использование газа уменьшит этот показатель втрое. В правительстве подсчитали, что сумма, которую сможет экономить транспортная сфера, если газомоторное топливо станет общедоступным, приближается к 49 миллиардам рублей. Минэнерго работает над реализацией программы, по которой весь муниципальный транспорт должен перейти на газ. Сначала этот переход планируют осуществить в больших городах, где население превышает 1 млн. человек., на втором этапе программы на КПГ будут переведены автотранспорт отдаленных регионов страны и муниципальная техника. Это станет новым импульсом к развитию инфраструктуры газовых заправок и центров по переоборудованию транспорта. На данный момент уже есть масса примеров развития метановой инфраструктуры.
Так, на газ были переведены большинство пассажирских автобусов в Новгороде. При содействии администрации города и одной из крупных транспортных компаний городской автопарк пополнился 93 автобусами, использующими газомоторное топливо. В общем итоге почти половина автобусного парка Новгорода работает на газе. На этот вид топлива переходят транспортные предприятия Петербурга. Городскими властями была закуплена партия из 40 пассажирских машин типа ЛИАЗ с газовым оборудованием, также в городской автопарк поступили такие же автобусы, компания «Спецтранс» пополнилась «газовыми» мусоровозами. На метан в Петербурге в скором времени планируют перевести большинство коммунальной техники и машины «скорой помощи». Стимулированием определенных мер этот вид топлива популяризируется и среди населения. Согласно Постановлению Правительства РФ «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» отпускная цена на него устанавливается «в размере не более 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая НДС».
Еще одним толчком в развитии газомоторной сферы стало совещание в Сочи 14 мая 2013 года под председательством президента на тему использования газа в качестве моторного топлива. Его итогом стали решения о «подготовке нормативно-правовой базы для регламентации производства, хранения, транспортировки газового топлива; создании эффективных мотиваций и льгот для граждан и организаций, желающих использовать и приобретать такой транспорт; повышении доступности газомоторного топлива, обеспечении им заправочных станций, информировании населения по всем вопросам в этой сфере». К 2030 году запланированное количество автомобилей, использующих газомоторное топливо должно увеличиться в 25 раз, по сравнению с 2013 годом. «Пилотным» городом для этого проекта станет Сочи в связи с Олимпийскими играми. Ведущими в программе по внедрению газомоторного топлива также будут Воронежская, Самарская область и Ставропольский край. Владимир Путин особо подчеркнул, что «Россия 21-го века заинтересована в улучшении экологии. И поставленные цели будут достигнуты».
Владелец «Яровита» Андрей Бирюков констатировал, что в будущем нас ждет газомоторный бум: «У этого топлива колоссальные перспективы — его запасы находятся в избытке, если не забывать и про сланцевый газ. В будущем потребности авторынка в газе в десятки раз перерастут тот объем, который сейчас экспортирует «Газпром» в Европу по трубам. И газ исключительно чистое топливо! Так что это единственный путь, чтобы мы не задыхались в мегаполисах и чтобы наши дети не болели онкологическими заболеваниями…». Последние решения правительства в этой сфере говорят о том, что вопросы энергоэффективности и экологичности сегодня для нашей страны поставлены в число приоритетных.
Метки: 2014 г., газомоторное топливо
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: