В связи с кадровыми перестановками, произошедшими в 2012-м году после вступления Владимира Путина в должность президента, пост куратора ТЭК в правительстве досталась бывшему помощнику бывшего президента Аркадию Дворковичу.
Многие сразу усомнились в том, что Сечин уходит, несмотря на то, что все действительно было похоже на понижение: сначала выход из совета директоров после того, как Медведев поручил убрать всех профильных министров и вице-премьеров из руководства госкомпаний, работающих в конкурентной среде; затем уход с позиции куратора ТЭК.
Однако вскоре стало известно, что никуда Сечин не уходит — его назначили на пост президента «Роснефти» и председателя совета директоров «Роснефтегаза» (владеет 10 процентами акций «Газпрома» и 75 процентами акций «Роснефти», на 100 процентов принадлежит государству). Немногим позже после объявлений о его новых постах стало известно, что бывший вице-премьер создает неформальный «Нефтяной клуб», в состав которого вошли руководители крупнейших добывающих компаний России.
Впоследствии «Нефтяной клуб» Сечина стал основой комиссии по ТЭК при президенте, которую возглавил сам глава государства, а руководитель «Роснефти» стал здесь ответственным секретарем. После этого на энергорынке пошли слухи о том, что президентская комиссия будет действовать в обход правительства. Так или иначе, все свидетельствовало только об усилении позиций Сечина.
Неудивительно, что в своем варианте реформирования энергетики бывший куратор ТЭК предложил передать «Роснефтегазу», то есть под свое управление, немалый кусок: ФСК, МРСК, «Русгидро» и «Интер РАО». По мнению Сечина, наилучшим вариантом для развития России было бы объединить ФСК (контролирует магистральные сети) с МРСК (владеет распределительными сетями) в Национальную сетевую компанию, контрольный пакет акций которой следует передать «Роснефтегазу».
В результате описанной сделки должна получиться одна из крупнейших сетевых компаний в мире, которая сама сможет привлекать финансирование. Объединение ФСК и МРСК уже одобрено всеми ведомствами, однако передача новой структуры под контроль «Роснефтегаза» — пока нет.
Кроме того, Сечин предложил передать подначальной ему компании крупные пакеты акций генерирующих «РусГидро» и «Интер РАО», которым нужны деньги на участие в строительстве ГЭС в Киргизии и объединение генерирующих мощностей в Сибири. На последнем этапе «Роснефтегаз» должен будет докапитализировать страдающие от недостатка инвестиций компании, для чего планировалось использовать собственные средства холдинга — 100 миллиардов рублей, полученные в качестве дивидендов на акции «Газпрома» и «Роснефти» (впоследствии выяснилось, что вариант Сечина обойдется дороже; по некоторым расчетам, на реализацию схемы может понадобиться до 600 миллиардов рублей).
В начале августа 2012-го г. Аркадий Дворкович от имени правительства написал письмо Владимиру Путину, в котором раскритиковал идеи Сечина и предложил свой вариант реформы.
По мнению нынешнего куратора ТЭК в правительстве, схема Сечина обладает рядом недостатков. Один из них — дороговизна. Для объединения ФСК и МРСК необходимо будет объявить оферту миноритарным акционерам и погасить кредиторскую задолженность предприятий, на что потребуется 400 миллиардов рублей.
Дворкович отметил, что объединение ФСК и МРСК в одну компанию, подконтрольную «Роснефтегазу» — это фактически приватизация госактивов, для которой необходимо менять законодательство. Вывод активов из-под прямого государственного контроля чреват потерей управления этими компаниями в части тарифного регулирования, обеспечения энергией потребителей и реагирования на чрезвычайные ситуации.
В довершение ко всему, схема Сечина противоречит законодательству, которое запрещает объединять генерирующие мощности с распредсетями.
По мнению Дворковича, поступить необходимо следующим образом: объединить ФСК и МРСК с переходом на единую акцию, что обойдется в 300 миллиардов рублей, или внести госпакет МРСК (55,95 процента) в уставный капитал ФСК, что потребует 37,2 миллиарда рублей (риск необходимости погашать долги МРСК в размере 189 миллиардов рублей остается, но он минимален). И в том, и в другом случае компании остаются в федеральной собственности.
Взамен предложений Сечина относительно «РусГидро» и «Интер РАО» Дворкович счел необходимым передать «Роснефтегазу» только акции «РусГидро». Для этого холдинг должен выкупить принадлежащие «РусГидро» акции «Интер РАО». Средства от этой сделки в размере 14,4 миллиарда рублей пойдут на докапитализацию «РусГидро». Что касается передачи пакетов генерирующих компаний «Роснефтегазу», Дворкович счел эту схему опять же излишне дорогой и противоречащей главной задаче — объединению мощностей Восточной Сибири под контролем «РусГидро».
Куратор ТЭК в правительстве предложил продать «Иркутскэнерго» напрямую «РусГидро», а не «Роснефтегазу», как хотел Сечин. По мнению Дворковича, его схема гарантирует, что «Иркутскэнерго» окажется в собственности «РусГидро», которой этот актив нужен для консолидации мощностей Восточной Сибири. Деньги на сделку компания получит за счет допэмиссии, которую выкупит государство. Деньги на выкуп допэмиссии у государства появятся после перечисления дивидендов того же «Роснефтегаза».
Вопрос о реформировании энергетики еще будет согласовываться, однако уже сейчас можно сказать, что схема без участия «Роснефтегаза» рынку понравится больше. Единственный вопрос, который сразу же возникает к Дворковичу, как его предложения согласуются с позицией Медведева относительно ускоренной приватизации госактивов? Налицо обратный процесс: государство планирует увеличить свое участие.
Метки: 2012 г., Аркадий Дворкович, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Игорь Сечин, Интер РАО, Иркутскэнерго, Комиссия ТЭК при Президенте, новости энергетики 2012, новости энергетики России, Роснефтегаз, Роснефть, РусГидро, ФСК ЕЭС, Холдинг МРСК
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями: