МЭТЗ_900x50_2

Когда «черное золото» уходит налево: врезки в нефтепроводы

К концу 2013 года в России снова обратились к проблеме воровства нефти и газа, которая в нашей стране приобрела угрожающие размеры. Владимир Путин подписал закон, по которому штрафы за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам будут увеличены вдвое. Их сумма по новому закону составит: для граждан – от 3 тыс. до 4 тыс. руб., для должностных лиц – от 6 тыс. до 8 тыс. руб., для юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. Насколько эффективными окажутся эти меры, пока неясно, ясно только одно – проблема хищений «черного золота» и газа в таких размерах, как у нас, ставит под угрозу экономическое развитие страны, и решать ее надо.

Сегодня Россия  — ведущая мировая держава по добыче и переработке углеводородов. А основным звеном структуры нефтегазового комплекса является трубопроводная система. Она покрывает 35% нашей страны, где живет 60% населения. Газопроводы и нефтепроводы транспортируют 618 млрд.куб.м. и 95% нефти, которая добывается в России. Желающих незаконно «присоединиться»  к государственным газопроводам и нефтепроводам хоть отбавляй. Преступления в этой сфере представлены непосредственно хищениями нефти и газа, а также незаконным предпринимательством. В первом случае – это незаконная врезка в трубопровод, во втором – изготовление топлива кустарными способами. Дело в том, что после кражи нефть доставляется в подпольный цех, где происходит ее переработка в горюче-смазочные материалы на самодельных установках. В большинстве случаев, получаемые материалы очень низкого качества. Хищения нефти происходят, как правило, на линейной части магистральных нефтепроводов. Благоприятным для этого здесь становится наличие опознавательных и сигнальных знаков, которые указывают на нахождение трубопровода, а также – дорога вдоль всей трассы трубопровода, глубина залегания – всего 0,5 – 2 метра, отсутствие поблизости населенных пунктов. Все эти и некоторые другие факторы играют на руку ворам.

Врезка в нефтепровод Дружба-2 в Ульяновской области, обнаруженная правоохранителями (Фото пресс-службы местного УФСБ)

Врезка в нефтепровод Дружба-2 в Ульяновской области, обнаруженная правоохранителями (Фото пресс-службы местного УФСБ)

Последствия такого воровства самые различные: от экономических  до экологических. Попытаемся сейчас представить масштабы этой проблемы.         В 90-е годы случаи врезок в нефтепроводы можно было по пальцам пересчитать, а вот в 2000-е их количество стало увеличиваться семимильными шагами. В 2003 году только в одной Чечне своровали 160 тыс. т нефти. Об этом говорили официальные источники. В неофициальных — фигурировала цифра в несколько миллионов тонн. В этом же году здесь были ликвидированы около тысячи перерабатывающих  мини заводов. В 2008 году в Дагестане воровство приняло такие размеры, что был поставлен вопрос – целесообразно ли вообще существование нефтепровода Баку-Новороссийск. Потери в этом трубопроводе составляли 500 тыс. тонн ежегодно. Сумма ущерба – 350-400 миллионов долларов. В Самаре только за год одна преступная группа похитила 1 млн. тонн нефти. Как рассказывал один самарский сотрудник охраны нефтепровода, на карте, где красными точками были обозначены врезки в трубы, нельзя было найти ни одного пустого места. В Иркутске в 2004-2005 годах воровство нефти называли «обычным делом». Только за полгода там пресекли работу 12 преступных групп, которые воровали нефть в крупных размерах. «Черное золото»  перерабатывалось подпольными мини заводами, и отправлялась на Дальний Восток и Китай. В Волгоградской области только в 2000 году украли 150 тонн нефти. А в Туапсе были задержаны  несколько нефтевозов, перевозивших 70 тонн похищенной нефти. 10 млн. тонн продукции – вот ежегодные потери в отрасли от хищений.

Еще одна подобная конструкция. Это уже Дагестан. (Фото пресс-службы местного МВД)

Еще одна подобная конструкция. Это уже Дагестан. (Фото пресс-службы местного МВД)

К 2010 году, как сообщил один из представителей «Транснефти», количество врезок снизилось, а вот объем хищений остался на том же уровне. Прогресс и совершенствование методов работы не обошел стороной и эту сферу.  Отводы от врезок теперь стали делать длиной до нескольких км.  и выполнялись они пластмассовыми шлангами, которые не фиксировались контрольной аппаратурой. В Дагестане хищение нефти стало высокотехнологичным бизнесом. Мало того, что длина некоторых отводов из пластиковых труб составляла более 12 км., так воры стали заменять похищенную нефть водой. Как итог – давление в нефтепроводе нормальное, и аппаратура, которая следит за протечками, ничего не замечает. Только за одно лето в трубопровод  попало 5 тысяч тонн воды. Эксперты «Транснефти» подсчитали, что с 2003 по 2012 годы было найдено 4779 врезок в нефтепроводы, а доля «серых» нефтепродуктов на внутреннем рынке варьируется от 10 до 15%.

Апрель 2011 г. Разлив нефти на реке Тосна из-за незаконной врезки в нефтепровод (Фото Тосно.Ru)

Апрель 2011 г. Разлив нефти на реке Тосна в Ленобласти из-за незаконной врезки в нефтепровод (Фото Тосно.Ru)

Но хищения газа и нефти – это не только экономическая угроза для государства, это еще угроза здоровью населения и окружающей среде. Так, при ошибочных врезках в газопроводы, которые зачастую соседствуют в одних технологических коридорах с нефтепроводами, создается угроза наступления техногенной катастрофы с необратимыми экологическими последствиями. Несанкционированные врезки в газопровод создают угрозу аварии, а та, вслед за собой – человеческие жертвы. Очень часто в результате незаконного подключения трубопроводы выходят из строя, что требует замены отрезка, пришедшего в негодность, и сопровождается полной остановкой транзита топлива во время ремонтных работ. Пока еще досконально не изучено влияние количества врезок на срок службы нефтепровода. Можно только предполагать, когда они станут выходить из строя по причине структурных изменений в металле из-за сварки в местах врезок. Кроме того, страдают интересы рядовых потребителей,  которые получают низкого качества топливо из похищенного, необработанного газоконденсата или нефти.  А в прогнозе МЧС за 2010 год говорится, что случаи загрязнения воды и почвы нефтепродуктами участились. Одна из причин этого – незаконные врезки. В результате одной такой врезки произошла крупная авария нефтепровода в Ульяновской области 28 июня 2005. В течение суток фонтан из нефти в 15 метров бил с давлением в 15 атмосфер. На 30 см. нефть проникла в почву. Об экологических же последствиях разлива нефти сегодня знает даже ребенок. Они глобальны и необратимы. Пролитая нефть может погубить все живое: растительность, животных и птиц. Районы, пораженные нефтью, становятся непригодными для их обитания там. На воде нефть не только растягивается черной пленкой, но и смешивается с ней, оседая на дно, и тем самым разрушает морскую экосистему.

Резервуар для хранения украденной нефти. Ленобласть. (ФотоГУ МВД по Петербургу и Ленобласти)

Резервуар для хранения украденной нефти. Ленобласть. (Фото ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти)

Как сказал в своем интервью одной из газет губернатор Самарской области, воровство, перевозка и сбыт миллионов тон ворованной нефти «не существовала, если бы в этом не участвовали или это не покрывали люди в погонах». Их участие в данной системе проявляется в самых разных формах. Например, не доводятся до реальных сроков или  суда дела, возбужденные на похитителей нефти. Так, в Орловской области из продуктопровода было похищено нефтепродуктов на 6 млн. рублей. Воры в этом случае получили  лишь по 5 и 6 лет условно. В 2007-2008 в Иркутской области обнаружили 159 врезок, было возбуждено 20 уголовных дел, но только одно из них было отправлено в суд. Перечислять подобные случаи можно достаточно долго.

Трубопроводы охраняются военизированной охраной, но на сегодняшний день эта система устарела и не дает эффективных результатов. Применяются новейшие системы охраны, которые чрезвычайно дороги, но компании готовы платить баснословные суммы потому, что даже эти затраты намного меньше, чем потери от воровства. Например, оборудование, защищающее от врезок приблизительно оценивается в 100 тыс.руб. на 1 км. Эта цифра удваивается, если включить сюда работы по установке. Таким образом, если протяженность нефтепровода «Транснефти» 70 тыс. км., то охранная система на него может стоить 1,4 млрд.руб.

Рост хищений и масштабы воровства говорят о том, что ситуация уже вышла далеко за пределы отрасли. Она угрожает экономике регионов, экологической ситуации, международной системе товарообмена энергоносителями и национальной безопасности  России. А решить эту проблему можно только строгими мерами и консолидацией сил компаний, чиновников, силовиков и государства.

Метки: , , , ,

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями:

Вы должны выполнить вход/регистрацию чтобы комментировать Войти

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter

Новость дня

© 2017 «Новости энеретики»
г. Москва
Тел.: (495) 540-52-76
Карта сайта

При перепечатке материала с сайта активная обратная ссылка обязательна. За содержание новостей, объявлений и комментариев, размещенных пользователями сайта, редакция журнала ответственности не несет. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой.

Яндекс цитирования